Цитата дня

«Душа, которая любит Бога, в Боге и в Нем одном имеет себе упокоение... На всех путях, какими ходят люди в мире, не обретают они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога» (прп. Исаак Сирин)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 bortnyanskiy     

    Музыка Дмитрия Сергеевича Бортнянского 

 

                 Дмитрий Бортнянский (1751 - 1825) - один из талантливейших представителей русской музыкальной культуры, снискавший искреннюю любовь соотечественников и как композитор, чьи сочинения, особенно хоровые, пользовались исключительной популярностью, и как незаурядная, разносторонне одаренная, обладавшая редким человеческим обаянием личность. Музыку Дмитрия Сергеевича Бортнянского отличает безупречный художественный вкус, сдержанность, благородство, классическая ясность, высокий профессионализм, выработанный изучением современной европейской музыки. Его творческое наследие обширно и разнообразно. Оно насчитывает около 200 названий - 6 опер, более 100 хоровых произведений, многочисленные камерно-инструментальные сочинения, романсы.

Юность Бортнянского совпала со временем, когда мощный общественный подъем на рубеже 60-70-х гг. XVIII в. пробудил национальные творческие силы. Именно в это время в России начинает складываться профессиональная композиторская школа.

Ввиду исключительных музыкальных способностей Бортнянский был отдан в шестилетнем возрасте в Певческую школу, а через 2 года отправлен в Петербург в Придворную певческую капеллу. Удача с детских лет благоприятствовала красивому умному мальчику. Позже Бортнянский был отправлен в Италию, где пробыл 10 лет. Здесь он изучал музыку А. Скарлатти, Г. Ф. Генделя, Н. Иоммелли, сочинения полифонистов венецианской школы, а также успешно дебютировал как композитор.

В своем творчестве, начиная с 90-х гг., Бортнянский сосредоточивает свое внимание на духовной музыке, среди различных жанров которой особенно значительны хоровые концерты. Они представляют собой циклические, большей частью четырехчастные композиции. Некоторые из них носят торжественный, праздничный характер, но более характерны для Бортнянского концерты, отличающиеся проникновенным лиризмом, особой душевной чистотой, возвышенностью. По словам академика Асафьева, в хоровых сочинениях Бортнянского "произошла реакция того же порядка, как в тогдашней российской архитектуре: от декоративных форм барокко к большей строгости и сдержанности - к классицизму".

Духовно-музыкальные произведения Бортнянского включают около сотни богослужебных песнопений (в том числе двухорных), около полусотни духовных концертов, литургию, трио, обработки традиционных распевов. Весь этот репертуар исполнялся повсеместно в течение всего 19 в.; такие знаменитые произведения, как Херувимская песнь № 7, великопостное трио Да исправится молитва моя, ирмосы канона св. Андрея Критского Помощник и покровитель, рождественские и пасхальные концерты, звучат в русских храмах и по сей день. Всего он оставил 35 однохорних концертов и 10 двухорних ( которые выполнялись отдельными группами церковных певцов, которые размещались в разных частях храма, и будто перекликались друг с другом, благодаря чему возникал неповторимый пространственный эффект звучности; такое пение называлось антифонным, т.е. написанным для выполнения двумя хорами вместе). Большинство из них созданы на тексты из Псалтиря, и лишь два для крупнейших праздников церковного календаря - к Рождеству и Пасхе. В отличие от драматических, трагических, напряженно-эмоциональных концертов Березовского, Бортнянский ищет в поэзии Давида псалмов радостные, возвышенные настроения, торжественно-хвалебное состояние, или спокойное и сосредоточенное созерцание.

Необычайная напевность, искренность и проникновенность музыки, ясность и уравновешенность формы роднят яркого, самобытного русского музыканта Бортнянского с крупнейшими композиторами-реалистами.

Умер Дмитрий Степанович Бортнянский в 1825 году в Петербурге.

Оценивая значение его творчества, Б. В. Асафьев писал: «Бортнянский выработал сохранивший свою силу на несколько поколений вперед... стиль с характерными оборотами. Эти типичные обороты... не только попали к Глинке, но и дальше — к Чайковскому, Римскому-Корсакову и Бородину».

Прослушать произведения: Херувимская песнь, Достойно Есть.