Цитата дня

 Всего легче сделаться порочным, но трудно стяжать добродетели (Св. Григорий Богослов)

Эммаус 

«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни. И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лк.24,13–34).

Эммаус — древний город в Аялонской долине, располагавшийся на пути из Иоппии (Яффа) в Иерусалим. В Эммаусе был большой рынок, где продавали скот. Древние отцы Церкви римско-византийского периода признавали Никополь как Эммаус, упоминаемый в Евангелии от Луки (св. Евсевий Кесарийский, св. Иероним, Изикий Иерусалимский, Феофан Исповедник, Созомен, Феодосий («О местоположении Святой Земли») и др). В Эммаус прибывали многочисленные паломники на пути из Яффо (Иоппии) в Иерусалим. В течение всего Византийского периода Никополь был единственным местом в Святой Земле, почитавшимся в качестве новозаветного Эммауса, в продолжение традиции, существовавшей уже в Римскую эпоху.

О том, что Никополь с самых древних времен почитался христианами как новозаветный Эммаус, свидетельствуют качественные древние рукописи Евангелия от Луки, в которых указывается расстояние около ста шестидесяти стадий (30 км) между Эммаусом и Иерусалимом: это унциальные (написанные большими буквами) рукописи א (Синайский кодекс), Θ, Ν, Κ, Π, 079 и курсивные рукописи 157, 265, 1079, 1604, 1219, 1223, а также древние переводы на латинский (некоторые рукописи Vetus Latina, качественные рукописи Вульгаты), арамейский (палестинский Евангелиарий) и армянский языки. В большинстве же рукописей Евангелия от Луки, дошедших до нас, указано расстояние около шестидесяти стадий (12 км) между Эммаусом и Иерусалимом, поэтому в современных печатных Библиях принят именно этот вариант. Хотя из самого Евангелия от Луки и не ясно, проделали ли они весь обратный путь в тот же день, но из сравнения с Евангелием от Иоанна гл. 20, стихи 19–23, следует, что ученики вернулись в Иерусалим в тот же день, до первого явления Христа апостолам, произошедшего вечером Пасхи. Сократив расстояние до 60-ти стадий (12-ти километров), переписчики Евангелия от Луки таким образом, видимо, желали привести в соответствие данные Евангелий Луки и Иоанна. Свидетельством этому является тот факт, что в двух из унциальных и в трех из курсивных рукописей, перечисленных выше, указывающих дистанцию в 160 стадий, слово «сто» было подтерто с целью его удалить. Усилиямии переписчиков, однако, большинство дошедших до нас рукописей Вульгаты приобрели вариант 60-ти стадий. Вариант 60-ти стадий противоречит древней еврейской традиции, упоминающей в районе Иерусалима только одно селение под названием Эммаус (при долине Аялон, приблизительно в 30-ти км от Иерусалима).