Цитата дня

«Грех делает человека трусливым; а [жизнь] по правде [Христовой] делает его смелым» (свт. Иоанн Златоуст)

oshibki.jpg

Крестный путь Спасителя. Страстной путь. Распятие.

«Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин. 19,16–37; также Лк. 23,26–49; Мк. 15,29–41; Мф. 27,31–56).

 

Путь Спасителя к Голгофе начался в Претории. Измученного и окровавленного, Его свели по лестнице дворца и повели к месту казни — Голгофе. Предание рассказывает, что Господь неся крест трижды падал под его тяжестью. На месте Его первого падения сейчас находится небольшая часовня, с 1856 года принадлежащая Армянскому Католическому Патриархату, однако в первой половине ХХ века она находилась под польским патронатом и в 1947–48 годах была реставрирована на пожертвования польских военных.

Поднявшись, Господь продолжает путь, на котором Он встречает свою Матерь. Дева Мария, обогнав процессию, наблюдала за страданиями своего сына. Место отмечено армянской католической церковью Богоматери Великомученицы.
В том месте, где дорога начала подниматься на Голгофу, римские солдаты заставили Симона Киринеянина, пришедшего в Иерусалим на Пасху, помочь Иисусу нести крест:«И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» (Лк. 23:26). Иудей Симон происходил из ливийского города Кирены, а его сыновья были известными и уважаемыми в Иерусалиме людьми. Это место отмечено францисканской часовней, а справа в стене виден камень с углублением, которое считается следом от руки Иисуса, опершегося о стену, освободившись от креста.


 

По преданию, когда Господь проходил мимо дома Вероники, та вышла Ему навстречу.
Иисус весь был покрыт ранами и грязью. Голова, лицо, руки и ноги замазаны кровью, потом, плевками, дорожной пылью. Вероника, полная сочувствия, подошла и платком отёрла лицо Иисуса и с удивлением увидела, что на платке осталось нерукотворное изображение лица Иисуса. Здесь в 1885 г. на фундаменте византийского монастыря свв. Космы и Дамиана VI в. была построена греческая церковь. Рядом с ней — часовня Младших Сестёр Иисуса, алтарь с семисвечником которой находится на месте, где был дом св. Вероники.