Цитата дня

«Надобно всегда терпеть все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь - одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны, по Апостолу, страсти нынeшняго времене к хотящей славe явитися в нас (Рим. 8, 18)» (Преп. Серафим Саровский)

oshibki.jpg

Крестный путь Спасителя. Допрос у первосвященника Анны. Суд синедриона у первосвященника Каиафы. Отречение Петра.

«Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником. Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ. За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет. Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся. Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе. Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух» (Ин. 18,12–27).

«А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитами говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26,57–75; также Мк. 14,53–72; Лк. 22,54–62).

Взятый воинами Иисус Христос был веден вдоль потока Кедрон, который берет начало на северо-западе от Иерусалима, огибает город с востока, спускается к югу и впадает в Мертвое море. Образуется он только в период дождей и течет по направлению к памятнику Авессалому, против которого был мост через поток. По преданию один из воинов столкнул Его с мостика, и тут же Он упал на берег; колена и руки Господа запечатлелись на береговом камне. Есть предание, что Христос, мучимый в пути жаждою, испил из Кедронского потока в исполнение пророчества царя Давида: «из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу» (Пс. 109, 7).

Предания о дальнейшем Страстном пути Спасителя различаются. Одни говорят о том, что Христос был веден для поругания Его славы через Золотые ворота, которыми Он торжественно вступил в Иерусалим из Вифании, другие — что, перейдя мост, иудеи обогнули выступ Иерусалимской стены в юго-западном направлении, прошли через врата называемые «Навозными» и вышли в предместье Офел. Воины и народ повели Господа к дому первосвященника Анны, который, согласно преданию, находился возле теперешних Сионских ворот. Однако при этом Анна не имел никакого права допрашивать Господа, так как не был на тот год первосвященником. Из дома Анны связанного Спасителя повели к Иосифу Каиафе.

 

  «Дворец первосвященника был расположен на высотах Сиона. Как все жилища знатных особ, он состоял из главного корпуса и двух флигелей. Пространство между этими зданиями образовало внутренний двор, куда входили через галерею, на которую вела лестница с крыльцом» (Дидон. Спаситель мира. О земной жизни Господа нашего Иисуса Христа).

Судя по всему, дома Анны и Каиафы находились рядом и имели общий двор. Таким образом, Господа провели только через внутренний двор того же самого дома. В этом дворе и был разложен огонь, у которого грелся Петр. Здесь же произошло и предсказанное Господом троекратное отречение Петра.

На месте дома Каиафы на горе Сион сейчас находится церковь св. Петра in Gallicantu (т. е. «на месте пения петуха»), принадлежащая католическому монашескому ордену Ассумпционистов. Тут были найдены фрагменты монастырской церкви VI в. Здесь обнаружена темница, имеющая форму глубокого колодца, наверху которого имеется отверстие, служившее слуховым окном, через которое можно было наблюдать за узниками. Очень вероятно, что в этой темнице был заключен и Спаситель в перерывах между судами.


 
 

 «Сохранился и зал, где совершался суд над Христом. Ныне этот зал находится на нижнем этаже под современной церковью (имеющей три этажа). Окна этого зала смотрят в сторону горного склона, где вырублены лестницы и галереи, возможно, именно на одной из них и сидел Петр с воинами, греясь у огня. С обеих сторон стены и углы зала суда обрублены в форме квадрата на высоту почти трех метров. В самой середине зала суда находится горловина узкого прохода в тюрьму, куда, по-видимому, опускали узника после суда.

Если спуститься на самый нижний этаж, то там находится комната стражи, вокруг которой до сих пор находятся скобы для цепей. На одной стороне находится небольшое отверстие-окно, ведущее в узкую камеру осужденных, ниже, над полом, до сих пор виден выступ, на который вставал стражник, чтобы наблюдать за узниками. На противоположной стороне находится плаха для бичевания, на которой растягивали совершенно беспомощного узника, связывая его запястья кожаными ремнями, закреплявшимися на скобах. У ног его находились две емкости, высеченные в скале — одна для соли, а другая для уксуса, чтобы приводить его в чувства» (Р. Браунригг, Кто есть кто в Новом Завете, словарь).

Здесь же находится грот, в котором по преданию апостол Петр оплакивал свое предательство. Из дома Каиафы путь ведет во внутренний двор. Пройдя через двор, оказываешься перед древней лестницей, ведущей от Кедронского потока на гору Сион. Лестнице этой, по данным исследователей, более двух тысяч лет, и очевидно, по этим ступеням ходил и Господь.

На месте дома Анны — на горе Сион, непосредственно у городской стены, находится армянская церковь Спасителя, построенная в XV веке. Она находится на Западном холме за пределами стены. От некогда роскошного дворца предстоятеля иудейской церкви остался лишь фундамент, позволивший археологам идентифицировать время его постройки и планировку.