Цитата дня

«Некоторые под именем свободы хотят понимать способность и невозбранность делать все, что хочешь... Люди, более попустившие себя в рабство грехам, страстям, порокам, - чаще других являются ревнителями внешней свободы, сколь возможно расширенной пред законом. [Но такой человек] внешней свободой пользуется только для того, чтобы глубже погружаться во внутреннее рабство. Истинная свобода есть деятельная способность человека, не порабощенного греху, не тяготимого осуждающей совестью, избирать лучшее при свете истины Божией и приводить его в действие при помощи благодатной силы Божией. Вот свобода, которой не стесняет ни небо, ни земля» (свт. Филарет Московский)

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Прогулка протестанта по православному храму

       Священник Даниил Сысоев

  Напоенный весенним солнцем день клонился к вечеру. Шло великопостное воскресенье. Московские улицы и переулки, отдыхающие от бесконечного шума машин, играли  хрустальными  ручейками талого снега. С  окружавших их домов и еще нагих деревьев летела радужная в косых лучах капель, звенящая как  миллионы  стеклянных бубенцов на саккосе вечного Первосвященника.

Я гулял по уютным переулкам Швивой горки и Гончарной слободы, любуясь  ослепительно-лазурными  небесами. На  душе стояла звонкая тишина, приходящая на  изломе  Четыредесятницы. Недалеко от  театра на Таганке вдруг ко мне обратился молодой человек с вопросом:

- Читали ли вы Библию?

Несмотря на то, что мне положено везде ходить в священной одежде, таких вопросов избежать не удается.

Я ответил:

- Случалось. А раз  и вы, видимо, знакомы с этой замечательной православной Книгой, разрешите узнать, что  особенно  в  ней так запало вам в душу, что вы тотчас бросились на стогны нашего града проповедовать новое учение ?

Юноша несколько  смутился внезапным вопросом, но мгновение спустя, открыв свою Библию, ответил стереотипной фразой:

Я раньше был плохим человеком, но меня мучила совесть и я боялся погибнуть. Но мне попались замечательные  друзья, которые объяснили, что бояться  нечего. Приими Иисуса как личного Спасителя - и ты оправдан. Вот и Павел так пишет: "Ныне, независимо  от закона, явилась правда  Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру во всех и на всех верующих, ибо нет различия; потому  что  все  согрешили  и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по  благодати  Его, искуплением  во Христе Иисусе" (Рим.3,21-24).

- Вы действительно прочитали замечательные  слова, - ответил я. - И  правда, что  всякий, кто православной верой,  действующей любовью (Гал.5,3), принимает в сердце свое благодать, даром раздаваемую в  Православной  Церкви, тот  оправдывается, т.е. становится праведным силою Бога. Однако  позвольте  вас  спросить, в какой храм ходят ваши замечательные друзья?

В ответ юноша назвал имя одной  известной  протестантской секты.

- А православные, - заметил он, - исказили  Священное  Писание, кланяются идолам  и  вообще  являются  невозрожденными  во Христе людьми.

- Жаль, что вы подпали под влияние "производящих разделения и соблазны, вопреки  учению"(Рим.16,17), - ответил  я. - Но так как ваши друзья обвинили Апостольскую  Церковь, создавшую  Библию, в Ее искажении, то давайте мы вместе сравним наши убеждения.

- Хорошо.

- Думаю, вы согласитесь со мной, что о нашей вере  мы  можем судить по  ее проявлениям. Ведь наше сердце знает лишь Бог, и мы не властны проникнуть в его глубины. А что может служить лучшим выражением нашей веры, как не то, как мы поклоняемся нашему Создателю.

- Да. Я с этим полностью согласен, - ответил юноша.

- Тогда скажите мне, что вам больше всего  нравится  в  богослужении вашей организации?

- Не организации, а церкви, - огрызнулся он. - Мы поем под  гитару  хорошие  песни, изучаем  по  стихам Библию, чувствуем друг друга братьями и радуемся, что Бог уже спас нас. На  всех  наших службах  царит  чистая  любовь (не так, как у православных), все веселятся и ликуют. Я получаю от службы глубокое удовольствие и серьезное знание слова Божия. Не то что у вас, православных: молитесь на непонятном языке. Если кто к вам зайдет, нет  никакого участия. Никто  не  поинтересуется, не  объяснит ничего. Бабки со свечками ругаются. Библию у вас не изучают. Да и вообще,   все  ваши храмы, иконы, мощи противоречат Писанию.

- Вы очень  хорошо  рассказали  о  своих  службах, - отвечал я, - но перед  тем, как  судить  о православном богослужении, надо все-таки попытаться пожить им, постоять помолиться, а не "рубить" с комсомольским задором  то, чего не знаешь. Однако вернемся к вашим службам. Во  вашем рассказе я заметил, что главное в ваших богослужениях - вы сами: ваши нужды, ваши эмоции. Но все же согласитесь, что мы с вами - существа земные. Ведь так ?

- Да, конечно. Но к чему вы это говорите?

- А к тому, что Откровение Божие нам ясно говорит: "Если  вы воскресли   со  Христом, то  ищите  горнего, где  Христос  сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, А НЕ О ЗЕМНОМ. Ибо вы умерли, и жизнь   ваша   сокрыта  со  Христом  в  Боге. Когда  же  явится Христос, жизнь  ваша, тогда  и  вы  явитесь  с   Ним   во   славе" (Кол.3,1-4). Сам Господь учит нас: "Ищите прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится  вам"(Мф.6,33).  Поэтому главным стержнем богослужения должно быть восхваление Бога, покаяние пред  Ним, а  не  наши  эмоции  и  взаимоотношения. Главное - жизнь  во Христе, а не слова о Нем. Библией надо молиться,  а не  делать  из  Нее  справочник  для  подыскивания  цитат. А от тех, кто, подобно вашим друзьям, ставит во главу угла не Бога, а слово о Нем или, еще хуже, свои чувства по поводу слова, апостол Павел  говорит: "Многие... поступают  как  враги креста Христова. Их конец - ПОГИБЕЛЬ, их бог - чрево, и слава  их - в  сраме  (не  о протестантских  ли  рок-группах  идет здесь речь); ОНИ МЫСЛЯТ О ЗЕМНОМ. Наше  же  жительство - на  небесах, откуда  мы  ожидаем  и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа"  (Фил.3,18-20). Так что заметим, что ваше богослужение противоречит  заповеди  Божией. А ведь премудрейший  Соломон  говорит: "Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость" (Притчи 28,9). Побойтесь наказания  Божия, а не судите Апостольскую Церковь, живущую Откровением Христовым.

Во время  моей многословной тирады мой собеседник все порывался что-то возразить, но тогда я спросил его:

- Разве я что-то сказал не из Писания? Разве это я характеризовал ваши службы? А теперь вы пытаетесь оправдать явное беззаконие!  А  ведь  Господь говорит через пророка Исайю: "Горе тем, которые зло называют  добром, и  добро  злом, тьму  почитают светом, и  свет  тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!" (Ис.5,20).

Тогда мой  совопросник  решил уйти от щекотливой темы . Он сказал:

- Вот вы  утверждаете, что мы неправильно служим Богу, тогда докажите из Библии, что православные молятся Ему правильно.

- Хорошо, - ответил я. - Здесь   недалеко   есть   действующий храм, в котором скоро начнется служба. Давайте мы с  вами  пойдем  к  нему, и я, с Божией помощью,  постараюсь показать, что все: и устройство его и все наше  богослужение -   полностью  библейские. Вы  не подумайте, что я хочу вас обидеть. Напротив, я желаю, чтобы мы с вами пришли к познанию Истины, а  через  нее  - к единомыслию. Ведь  нам  с  вами  необходимо  исполнять заповедь Спасителя: "Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и  Я  в  Тебе, так  и  они  да  будут  в  Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня" (Ин.17,21).

- Согласен, - отвечал он. - Попытайтесь  доказать, что все ваши храмы, иконы, мощи, свечи, кадила не  противоречат  Библии. Не  верю, что это у вас получится!

- Замечательно, что вы согласились. Это знак от Бога, что ваше сердце открыто для света Евангелия. Итак, вернемся к тому, что мы с вами уже установили. Мы увидели из  Библии, что  сутью  богослужения должно  быть  помышление не о земном, а о небесном. И Сам Господь Иисус сказал самарянке: "Настанет  время, и  настало уже, когда истинные  поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине; ибо таких поклонников Отец  ищет  Себе. Бог  есть  дух: и поклоняющиеся Ему   должны   поклоняться   в   Духе   и  Истине" (Ин.4,23-24). Итак, все наше служение  должно  иметь  своим источником волю  Святого Духа и быть полностью соответствующим Истине - т.е., точно излагать православную веру.

- Но почему именно православную?  Где в Библии употребляется это слово?

- А что  вы считаете, что соответствовать Истине - это значит излагать веру, неправильно славящую Творца, т.е., лгущую на Него? Неужели вы  считаете, что  ересь угодна Богу? Ведь это слово появилось для отличия веры Апостолов от ереси! Но и  в  Библии есть выражение, послужившее для этого слова основой. Давид говорит: "Род правых благословится" (Пс.111,2). А христиане  называются в   Новом  Завете   "родом   Божиим" (ср. Деян.17,29; 1 Кор.15,23; Евр.2,10-13). Так что и это  имя, взятое  Церковью  в целях отличия  от  ересей, не  чуждо  Писанию. Хотя когда мы исповедуем свою веру  в  Церковь, мы  называем  Ее  единой, святой, соборной и апостольской, что полностью соответствует учению о Ней, изложенном в Откровении.

- Ну хорошо. Вы показали мне, что истинная Церковь может называться и православной. Хотя из этого и не следует, что та  организация, которая сейчас называет себя так,  истинна. Но вернемся к тому, как надо правильно поклоняться Богу. Как вы  практически покажете, что все  ваши службы имеют своим источником волю Святого Духа?

- Немного раньше мы с вами согласились, что христианин должен помышлять о небесном, а не о земном. О Господе  Святом  Духе Христос сказал, что  "Он научит вас всему" (Ин.14,26), а значит, и главному - как правильно служить Богу и поклоняться  Ему. Апостол Петр между  тем говорит, что Дух послан с небес (1 Петр.1,12). А значит, и наше богослужение должно иметь  небесное  происхождение. Еще в  Ветхом Завете Бог повелел Моисею, когда он устраивал скинию: "И устроят они Мне  святилище, и  буду  обитать  посреди их. Все сделайте, как  Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и  сделайте" (Исх.25,9). Хотя  тогда  и служили лишь "образу  и  тени  небесного" (Евр.8,5), но все равно было необходимо, для того чтобы Бог принял моления людей, устроить все  не  по  земным, а  по  небесным законам. Тем более сейчас, когда Христос "пришел с  большей  и  совершеннейшею  скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения", должно в наших молитвах все делать по небесному образцу. Вы согласны?

- Да. Я согласен с этим. Но какое отношение это имеет к разговору о православном богослужении?

- Да самое прямое!  Я хочу показать, что наша литургическая жизнь основана на подражании небесам, а значит, является  вполне соответствующей Божественному  Откровению. А как следствие, наша вера и Церковь является единственным местом, где можно  достичь спасения. Ведь тот, кто  не право служит Богу, не может достичь вечной жизни.

- Ладно. Попытайтесь доказать, что идолы и храмы можно найти на небе, и я соглашусь, что и у вас возможно возрождение.Но  почему только в одном месте можно найти спасение?  Разве не сказано: "Всякий, кто призовет имя Господне,  спасется" (Деян.2,21)?

- И бесы  призывали  имя  Божие, - ответил  я, - но  это  им не послужило к спасению (см.Лк.4,34). Но неужели, по-вашему,  можно спастись, не почитая Бога и не служа Ему?

Юноша с видимым неудовольствием согласился со мной.

- Итак, вернемся к  теме нашего разговора, - продолжал я. - Давайте мы с вами посмотрим,  что в Библии говорится о  храме. Немного раньше мы читали, что скиния Моисеева сделана по небесному образцу. Очевидно, что на небе есть храм. Но, кроме таких косвенных свидетельств, Писание прямо говорит о нем.

- Где же, - с интересом спросил сектант.L

- В книге  пророка Исайи (6 глава) и в Апокалипсисе. "И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его  в  храме Его; и поизошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град"(Апок.11,19). Этот храм повелено было измерить святому апостолу  Иоанну: "И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и  поклоняющихся  в нем" (Апок.11,1). Зачем  нужно  было  измерять этот храм, как не для того, чтобы по этому образцу строить новозаветные храмы? А измерить поклоняющихся в нем нужно для того, чтобы показать, что храмы должны строиться сообразно с количеством  прихожан, а  не строго определенной  величины, как  в  Ветхом Завете. К описанию этого небесного святилища  у  апостола  Иоанна  мы, надеюсь, еще вернемся.