Цитата дня

«Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума; прежде же сего человеку надобно повторять сии слова Анны пророчицы: да не изыдет велерeчие из уст ваших (1 Цар. 2, 3), и слова Господни: лицемeре, изми первeе бревно из очесе твоего: и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Мф. 7, 5)» (Преп. Серафим Саровский)

oshibki.jpg

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

-А почему наши молитвенные дома нельзя считать  созданными по  небесному  образцу? - перебил меня сектант. - Ведь у нас в них читают Библию, прославляют Бога.

- Самое главное  отличие  храма от молитвенного дома, как в Ветхом, так и в Новом Завете, - это то, что во втором нет  жертвенника, который  является самым важным местом храма. Еще со времен Адама Богу  было  угодно  проявлять  свое  особое  присутствие там, где  приносили  жертвоприношение (см. Быт.4,4). У жертвеника Он открывался Ною  (Быт.8,20-21), Аврааму  (Быт.15,7-21), Иакову (Быт.35;1,7-15). Для  совершения жертвоприношений Он повелел создать скинию и храм Соломонов, которые освятил явлением Своей нетварной славы, явившейся  в  виде облака (Исх.40,34; 3 Цар.8,10). О храме Соломоновом Господь  сказал: "Я  освятил  сей  храм, который  ты построил, чтобы  пребывать имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни" (3 Цар.9,3). В этом  храме  молился Сам   Спаситель   и   назвал   его   домом  Отца  Своего (Ин.2,16). Уже в Новозаветной Церкви святые апостолы установили правило водружать  жертвенники. Вот  как об этом говорит святой Павел: "Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии" (Евр.13,10). Так же  и  сейчас  в апостольской Православной Церкви сердцем храма является жертвенник. К  этому можно добавить, что и на небесах, которые, как мы с вами согласились, являются образцом для нашего богослужения,есть таинственный жертвенник. Апостол Иоанн видел находящиеся под ним души мучеников (Апок.6,9), от этого священного места Бог открывает  Свою  волю ангелам (9,13;16,7). Пророк  Исайя от небесного жертвенника получил очищение:  "Прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке  у него горящий  уголь, который  он  взял  клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен" (Ис.6,6-7). Но именно этого главнейшего предмета и нет в  протестантских  молельнях, которые поэтому совершенно не библейские!

- Вы очень интересно и доказательно рассказали, что в  храмах должны  быть  жертвенники, но  сразу возникает вопрос: какие жертвы вы на нем приносите, ведь Христос Сам принес  единственную Жертву  Богу - Самого  Себя?  Что, неужели вы хотите чем-то дополнить жертву Господню?

-Нет конечно!  Какой безумец может подумать, что он своими слабыми силами может добавить что-либо  к  Жертве  Христовой. В нашей  власти  лишь  стать участниками этой Жертвы, подобно тому, как в Израиле "те, которые едят жертвы, становятся участниками  жертвенника" (1 Кор.10,18). Поэтому и в Православной Церкви мы становимся участниками жертвенника, о котором  мы  говорили чуть   раньше, чрез  вкушение  от  Истинной  Жертвы, "Пасхи  нашей, Христа, закланного за нас” (1 Кор.5,7), Который  преподается  на святой Литургии. А те, которые не причащаются от этой Пасхальной Жертвы Нового Завета, над  ними  исполнится  повеление  Божие - "истребится  душа  та  от народа своего" (Числ.9, 13). Сам Христос сказал:  "Если не будете есть Плоти  Сына  Человеческого  и  пить  Крови  Его, то  не  будете  иметь в себе жизни"(Ин.6,53).

- А, вы говорите про свое Причастие, - махнул рукой юноша – так ведь это только символы и воспоминание, а спасает одна лишь вера.

- Все это  мы слышали еще 2000 лет назад, - отвечал я. – Сразу после этих слов Спасителя "многие из учеников  Его  отошли  от Него и  уже  не  ходили с Ним. Тогда  Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти?"(Ин.6,66-67). Точно так же и сейчас  протестанты, как те  неверующие иудеи, говорят: "Какие странные слова! кто может это слушать?"(Ин.6,60) Но как тогда, так и  сейчас, Христос настаивает  на  буквальном смысле Своих слов. Он никому не давал права толковать их символически! Если в Ветхом Завете спасло Израиль  вкушение  реального пасхального агнца, как же в Новом он заменяется лишь мыслью об Агнце Божием, берущим на Себя грех мира (Ин.1,29)? Что же касается символического смысла выражения "есть  плоть", то,  действительно,  он  существует. Иов, оскорбляемый друзьями, взывает: "Помилуйте  меня, помилуйте меня вы, друзья мои!... Зачем и вы преследуете меня, как Бог, и плотью моею не  можете насытиться?" (Иов.19,21-22) Так неужели мы будем иметь жизнь вечную, если будем оскорблять и издеваться  над Господом?!

Молодой человек, задумавшись, согласился, что их  толкование далеко от истины. Между тем мы подошли к цели своего странствования - к маленькой изящной церкви, затерянной в одном из переулков рядом с Таганкой. Мой совопросник, подняв глаза, засмотрелся на прекрасные пять глав этого храма, а затем  спросил  меня: "Вы обещали доказать, что все это убранство соответствует Библии".

- Конечно. Я не  забыл  своего  обещания, - отвечал   я. - Православная Церковь в течение веков вырабатывала тот вид и форму храма, которую мы с вами наблюдаем, и делала Она это  для  того, чтобы с  наибольшей полнотой передать в земных очертаниях небесные реальности. Также очень большое влияние на создание православных церквей имели библейские описания скинии Моисеевой и храма Соломонова, хотя Церковь и не следовала  рабски  ветхозаветным примерам, помня,  что  мы уже не под Законом, а под благодатью (Рим.6,14). Итак, с чего вы хотите, чтобы я начал  объяснять смысл храма и его элементов?

- Ну, вот на куполах я вижу  у  вас  стоят  кресты. Но  ведь крест - это  орудие  казни  Сына  Божия, да  и Библия говорит, что "проклят всяк висящий на древе" (Гал.3,13), а вы  эту  проклятую виселицу  выставляете на всеобщее обозрение и кланяетесь этому идолу!

- Простите, - отвечал я, - а  кем  вы, собственно, себя считаете по вероисповеданию? Не имею ли я несчастья беседовать с богоубийцей - иудеем?  Ведь именно  они  называют Господа Иисуса проклятым, а слова,  которые  вы  привели, говорят  скорее  не  о кресте, а о Висящем на нем. Если вы считаете Крест орудием проклятия, тогда самим   проклятием   будет   для   вас   Богочеловек. Да. Крест был  некогда  орудием проклятия, но  когда на нем умер  Бог, тогда  он  стал  нашей  славой. Как  говорит  тот текст, который вы  привели: "Христос  искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой, - ибо написано "проклят всяк  висящий на   древе", - дабы  благословение  Авраамово  через  Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам  получить  обещанного Духа  верою" (Гал.3,13-14). А над протестантами сбываются слова  апостола  Павла: "Слово  о  кресте  для   погибающих юродство есть, а  для нас, спасаемых (а не спасенных), - сила Божия" 1 Кор.1,18). Так вот, если верны  слова  апостола Павла  о  том, что благодаря распятию  на кресте Христос распространил благословение Авраамово и через него силу Святого Духа на язычников, то есть, на нас, тогда должны были сбыться и такие слова Исайи: "И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и  покой  Его  будет слава. И будет в тот день, Господь снова прострет руку Свою... И  поднимет  знамя язычникам" (Ис.11,10-12). Поэтому  и  Церковь Господа поднимает над местами своих собраний знамя Своего Жениха - крест. Предвидел это и  премудрый  Соломон, когда  говорил про Православную Церковь, что Она "грозна, как полки со ЗНАМЕНАМИ" (Песнь 6,4).

- Вы очень доказательно показали, что православные правильно делают, выставляя на храмы кресты, и  хотя у меня  есть  еще несколько вопросов в связи с вашим почитанием креста, но теперь объясните мне, что означают ваши купола, - сказал сектант.

-  Мы  с  вами  только  что  читали  слова  пророка, что Господь поднимет  Свое  знамя. Храм - символ  Церкви, а  глава  Ее - Христос. Очевидно, что православным  надо  было  как-то означить эту истину, и поэтому  храмовое здание  увенчивается  символом Господа Знаменосца - куполом. Наш  храм  имеет  еще четыре купола поменьше как символ четырех евангелистов, благодаря которым  до нас дошли  образ и учение Главы Церкви - Господа Иисуса. Для того, чтобы показать отличие учеников от Учителя,  у  нас  главный купол покрыт  золотом - знаком Царства и нетления (поэтому его и принесли в дар Младенцу Христу волхвы), а  купола,  изображающие евангелистов, имеют  цвет  звездного  неба, как напоминание слов пророка Даниила: "И разумные будут сиять, как светила  на  тверди, и обратившие  многих  к  правде - как  звезды, во веки, навсегда" (Дан.12,3). А кто обратил к  вере  больше, чем  это  сделали апостолы?  Сам купол стоит на подставке, называемой "шеей".  Как вы видите, на одной из этих шей изображены апостолы, а на других -  особый орнамент, похожий   на  навершье  крыльев. Тут  сам  храм подсказывает нам значение этой своей части. Шея, благодаря  которой голова соединяется с телом, - символ апостолов и их преемников, благодаря которым   православные   имеют   общение    со Христом. Как об  этом пишет святой Иоанн Богослов: "О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с  нами: а наше  общение - с  Отцом  и  Сыном  Его, Иисусом Христом" (1 Ин.1,3). А без прямого апостольского преемства,  хранимого  Православной Церковью, общение с Богом невозможно, как его нет, например, у протестантов, считающих, что Бог забыл Свою  Церковь,  и хотящих исправить Его "недосмотр".

- А что означает та странная  форма  крыши, неужели  и  она имеет библейские  корни, - спросил юноша, сделав вид, что не заметил моих  последних  слов, которые  воспринимаются   сектантами крайне болезненно.

- Конечно, имеет, - отвечал я, решив не загонять в угол  моего собеседника. - Эти кокошники называются   "закомарами", и  сама  их форма, подобная ангельским крыльям, должна  была  подсказать  их значение. Православные твердо    усвоили   слова   апостола: "Вы приступили к горе Сиону (поэтому и имеет крыша храма вид горы) и ко  граду  Бога  живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви  первенцев, написанных  на небесах (этот-то собор ангелов и людей и изображается закомарами), и к Судии всех Богу (символизируется куполом), и к  духам праведников, достигших совершенства, и  к  ходатаю Нового Завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (все это есть в православном алтаре)" (Евр.12,22-24). Таким образом эти слова Писания изображены  символическим  языком  на  наших храмах. Но, говоря об этом  священном  тексте,  важнее  подчеркнуть, что протестанты являются нарушителями этой  заповеди. Они не приступают в молитвах ни к святым, ни к ангелам, хотя об этом говорит здесь апостол, и, тем более, они не  приступают  к  Крови кропления, ибо чуждаются  православного  Причастия, и  эта Кровь осудит их в день Суда, как кровь Авеля осудила убийцу Каина. Говоря о  данном элементе церковного убранства, надо сказать, что оно имеет истоки еще в Ветхом  Завете. Соломон "на  всех  стенах храма кругом  сделал  резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне" (3 Цар.6,29). Именно продолжение  этой  библейской  традиции вы видите на стенах нашего храма. Про изображения херувимов мы уже  говорили  (если вы внимательно  посмотрите на изразцы, вы и там увидите одно из них), а что касается растительных орнаментов, то ими покрыта вся эта изразцовая  стена. Они  показывают, что  благодаря  тому, что происходит в храме, нам возвращается потерянный рай.

- Да, ваше объяснение   впечатляет, - задумчиво  сказал  протестант, но вдруг с ехидством добавил:                                                    

- Неужели и эти решетки на окнах, напоминающие о  тюремных  камерах, имеют библейское происхождение?

- Не понимаю  вашего скепсиса, - ответил я. - Конечно, имеет. "И сделал Соломон в доме окна  решетчатые, глухие  с  откосами" (3 Цар.6,4). Точно  такие,  как  и  в нашем храме (глухие - у нас со ставнями). Окно - символ Откровения Божьего света, а  решетка - знак того, что оно  еще  не  совершенно, "ибо  мы  отчасти  знаем"(1 Кор.13,9). Символизм  этот  уходит  своими   корнями   в   Библию: "Вот, Он стоит   у   нас   за   стеною, - говорит   Невеста  о Христе, - заглядывает в  окно, мелькает  сквозь   решетку" (Песнь 2,9). Другим  древнейшим элементом внешнего убранства храма являются колонки, ведущие свое начало от столбов скинии  (Исх.26) и символизирующие святых и ангелов, молитвами которых существует мир (Гал.2,9).