Цитата дня

«От всей души нужно любить всякого человека, но надежду возлагать на одного Бога, и Ему одному служить... Ибо пока Он хранит нас, и друзья (ангелы) нам помогают, и враги (демоны) бессильны причинить нам зло. А когда Он нас оставит, то и все друзья от нас отвращаются и враги берут над нами силу» (прп. Максим Исповедник)

oshibki1.jpg

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

- Вы объяснили мне почти все, кроме одного: откуда вы взяли такую форму ваших церквей, то есть, почему колокольня у вас выше храма, а сам он выше алтаря?

- Как, видимо, вы  догадываетесь, трехчастное  деление  наших храмов восходит к ветхозаветным храму и скинии, - отвечал я. – Что же касается самой формы наших церквей, то она также восходит  к устройству храма Соломонова. В 2 книге Паралипоменон при описании его приводятся такие размеры: "Длина  его  шестьдесят  локтей, по прежней мере, а ширина двадцать локтей; и притвор, который перед домом, длиною, по ширине дома, в двадцать локтей, а  вышиною во сто двадцать"(3,3-4). А если вспомнить другое описание, приведенное в 3 книге  Царств, где  высота  основной  части  храма составляет 30 локтей, а давира (то есть,  алтаря) - 20, то мы увидим, что наша Церковь верно сохранила даже  пропорции  древнего храма (см. 6;2,20). Итак, признайте, что пока мы с вами не обнаружили ни одного случая отступления от библейского Откровения.

Протестант вынужден  был  согласиться со мной. В это время на колокольне раздались звуки колокола,  призывающего  христиан на богослужение, и я сказал:

- Как еще во время странствования евреев  по  пустыне  Бог повелел  Моисею  сделать  две серебряные трубы для того, чтобы созывать верных на всесожжения, и сказал: "Это будет напоминанием о  вас  пред Богом вашим" (Числ.10,10). Подобно этому и православные созываются на утреннее и вечерние  служение  Господу звуком колоколов, заменивших нам трубы.

- Вот и нарушение Библии, - радостно сказал сектант.

- В таком  случае  вы такие же нарушители, ибо в Писании не сказано играть на синтезаторах. А православные, в отличие от вас, точно выполняют  слова  псалма: "Хвалите  Его на звучных кимвалах, хвалите Его на  кимвалах  громогласных"(Пс.150,5). По  вере Православной Церкви,  звук  колокола сопряжен с нетварной силой Божества и поэтому может отгонять злых духов, как  звук  гуслей Давида отгонял их от царя Саула (1 Цар.16,23). С другой стороны, те, кто слышат звон, исполняются благодати Духа, как это было  и с пророком  Елисеем  (4  Цар.3,15), поэтому  многие  и приходят впервые в церковь благодаря звуку колокола. Всего этого  нет  у протестантов, поэтому они  и  вынуждены  все  время находиться в постоянном поиске своих адептов и при этом не имеют таких  результатов, какие имеют  православные. Нет ни одного народа, который бы был обращен в христианство протестантами. Это не  удивительно. Ведь без поддержки силы Божией люди не могут по-настоящему принять Христа (1 Кор.12,3). Но уже близко время  вечерней службы. Давайте войдем  в  храм  вратами, про  которые Давид поет: "Отворите мне врата  правды; войду  в  них, прославлю  Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них" (Пс.117,18-19).

- Ну конечно, вы сейчас попытаетесь найти библейские  обоснования простой двери, но думаю, что здесь у вас натяжка.

- Нет, почему? Две двери в храм сделал и  царь  Соломон  (3 Цар.6,33-34), а в  православном храме любой предмет несет, кроме практической нагрузки, еще и  духовный  смысл,  облагораживающий человека.

Мы вошли под тихие своды храма. Прямо  напротив  входа  он обратил внимание на канунный столик с горящими на нем свечами.

- Что это за странное сооружение и для чего на нем столько свечей? - спросил сектант.

- Это стол для поминовения  умерших. Свечи - это символ нашей молитвы за них. Перед этим столом Церковь воскуряет фимиам и возносит молитву за  наших  умерших  братьев. Рядом люди складывают  те  пожертвования, которые они приносят в память о своих близких. Все это является проявлением нашей  любви, которая "никогда   не  перестает" (1  Кор.13,8). Ведь  "живем ли - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем, и  потому живем ли или умираем - всегда Господни" (Рим.14,8), и поэтому наши молитвы, как верит наша Церковь, имеют великую силу для умерших, которые сами уже не могут сделать для себя ничего.

- Но как вы можете молиться за покойников, когда их  судьба уже решена? Ведь сказал  же  Авраам богачу: "И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что  хотящие перейти отсюда  к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лк.16,26).

- Конечно САМИ  умершие  не  могут изменить своего положения, но это может сделать всемогущая сила Того, Кто "имеет ключи ада и  смерти"(Апок.1,18).  А  Он сказал православным христианам: "И все, чего  не  попросите  в  молитве   с   верою, получите" (Мф.20,22). Поэтому  мы  и молим Его о наших братьях, тем более помня, что до самого Страшного Суда судьба каждого  человека еще  окончательно  не определена, иначе сам Суд не имел бы смысла, а наш Искупитель, как пребывающий вечно, имеет  и  священство непреходящее, посему  может  ВСЕГДА  спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи И ВСЕГДА ЖИВ, ЧТОБЫ ХОДАТАЙСТВОВАТЬ  ЗА НИХ (Евр.7,4,25). Мы  верим, что  для Его мощи нет преград, кроме свободного неприятия Его человеком, поэтому Церковь и  поминает всех своих чад, кроме тех, кто явно враждовал против Бога и тем совершил грех хулы на Духа Святого, не прощаемый ни в этом  веке, ни в  будущем (Мф.12,31-32). Из этих слов Христа, кстати, следует, что прощение грехов возможно и после смерти. Но вас я должен предупредить, что  если  вы останетесь в секте, то вам никто помочь уже не сможет, ибо вы сейчас хулите Духа, вечно пребывающего в Православной Церкви (Ин.14,16).

Лицо его изобразило недовольную  гримасу,  и  он  поспешил опять уйти  от  щекотливой темы.                                                                                                                                                  - Ну понятно, почему вы молитесь за умерших, зачем же вы подаете за них милостыню.

- Всем христианам  дана  заповедь: "Будьте  милосерды, как  и Отец ваш милосерд" (Лк.6,36), поэтому,  конечно,  милостыня  очень споспешествует нашим молитвам. Ведь еще в Ветхом Завете сын Сирахов писал: "Милость даяния да будет ко всякому живущему, но  и умершего не  лишай  милости" (Сир.7,36). Но, если у вас пока нет других вопросов, давайте пройдем дальше в храм.

- А зачем  вы  явно нарушаете Божию заповедь, - спросил меня сектант, указывая на святые иконы, - иедь сказано: "Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде  ниже  земли. Не  поклоняйся  им  и не служи  им" (Исх.20,5). А вы наполнили весь ваш храм изображениями людей и ангелов. Тут ведь налицо явное идолопоклонство!

-А вам  не  кажется, - отвечал  я, - что со времени дарования этой заповеди в отношениях между Богом и людьми произошли  некоторые изменения?  Давайте  вспомним, что Моисей сам объяснил причину того, почему в Ветхом Завете нельзя было изображать Бога. Он говорит: "Твердо  держите  в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо  кумира" (Втор.4,15-16). Но  с тех пор  произошли величайшие события. Сам Невидимый стал видимым, и, делом исповедуя эту истину, мы изображаем  воплотившегося Бога. "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин.1,18). И мы являем эту удивительную  весть не только  словом, но  и  делом. Вы  же не можете ничем доказать своей веры во Христа, во плоти пришедшего, раз вы  принципиально отказываетесь изображать  Его. Посему  вы  полностью подпадаете под определение  обольстителя  и  антихриста, данное  апостолом Иоанном (2  Ин.7)!  Отвергая иконопочитание, вы также лишаетесь возможности исполнить заповедь апостола Павла: "С терпением будем проходить  предлежащее  нам поприще, ВЗИРАЯ на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо  предлежавшей  Ему  радости, претерпел крест, пренебрегши  посрамление (при этих словах я показал на Распятие), и воссел одесную престола Божия (и я показал икону  Христа  во  славе)" (Евр.12,1-2). Насколько мне известно, взирают люди обычно глазами, а это предполагает  существование в Церкви икон.

- Здесь идет речь о взирании не глазами, а  мыслию, воспоминанием, - отвечал сектант.

- Нет, вы неправы, - возразил я. - О мысленном взирании  говорит следующий стих, а  здесь  у  нас нет необходимости отступать от буквального смысла библейского текста.

- Ну ладно, положим,  и можно изображать Христа, но зачем делать иконы святых?  Ведь они вовсе не боги, так о  чем  же  эти иконы свидетельствуют?

- Святые, конечно, не боги по природе, а по  благодати  сыны Божии (Ин.1,12-13). Их иконы являются блестящим доказательством того, что подвиг Христов не остался бесплодным. Они  приняли  ту славу, которую Отец    дал    Сыну, а    Он    передал    святым (Ин.17,22). Вглядитесь, например, в эту икону мученицы  Параскевы. Видите вокруг  ее главы сияние света? Это и есть символ божественной славы, ибо "Бог есть свет" (1 Ин.1,5). А путь, которым святая достигла Бога, указывается крестом в ее руках. Ведь сказано: "Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет  ее" (Мф.10,38-39). Так  и  святая  Параскева взяла свой крест, потеряла свою жизнь за Христа и нашла вечную радость. И мы,  "взирая  на  кончину  жизни  ее, подражаем   вере ее" (Евр.13,7), как увещает  нас  апостол. Уже из этого ясно, что  Писание учит нас почитать иконы святых и чрез них просить их о молитвенной помощи, ибо "много может усиленная молитва праведного" (Иак.5,16).Однако в Библии есть и  прямое  повеление  Божие делать иконы, данное еще в Ветхом Завете. Мы уже с вами говорили, что в храме Соломоновом были иконы херувимов, но  сделал  он их не  самовольно, а  лишь  выполняя  заповедь, данную Моисею. "И сказал Господь Моисею, говоря:.. сделай из золота  двух  херувимов; чеканной работы  сделай  их на обоих концах крышки (ковчега)... Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух   херувимов, которые   над  ковчегом  откровения" (Исх.25;1,18,22). Из этих слов ясно, что Бог  Сам  повелел устроять священные изображения. Они угодны Ему настолько, что через них Он открывал Свою волю и творил чудеса, как творит Он их чрез иконы и до сих пор. Если вспомнить начало нашего разговора о том, что мы должны подражать небесному богослужению, то  важно заметить, что, несмотря на то, что на Небесах живут сами первообразы икон, тем не менее, иконы есть и там. Ведь апостол Иоанн видел в храме ковчег завета, который покрыт иконами (Апок.11,19). В Ветхом Завете нельзя было изображать людей, ибо  они  еще  не были искуплены  и  не соединились с Богом, а сейчас, когда праведники становятся   равными   ангелам   по   богопричастности (Лк.20,36) и  даже  лица  их  становятся  как лица ангелов (Деян.6,15), мы, конечно,  и  можем и  должны   (вспомним   заповедь апостола (Евр.13,7)) изображать святых.

 

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi