Цитата дня

Целомудрие в старости — не целомудрие, но немощь бессилия: мертвец не венчается (Василий Великий)

oshibki.jpg

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Не хочу учиться, хочу креститься, или Какая разница: Московский Патриархат или Киевский

Екатерина Выхованец

Уже не впервые приходится слышать, как чьи-то друзья или родственники крестят своих новорожденных младенцев в храмах Киевского Патриархата, мотивируя это соображениями комфорта: «Мне здесь, мол, удобнее или к дому ближе. Да и вообще какая разница? Меня разногласия между Патриархатами не интересуют».

Это является крайне печальной симптоматикой духовного состояния нашего народа. Мне еще более-менее с каким-то скрипом понятна логика ярых сторонников Киевского Патриархата. Да, она с Богом и религией, как правило, ничего общего не имеет, но у человека хотя бы существует мнение на этот счет, основанное на каких-то убеждениях. Кто знает, может, это тот, кто в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова назван холодным (Откр.  3:15–16). Гораздо большее недоумение и расстройство вызывают те, кому все равно.

Люди неделями могут выбирать себе новый гаджет, тратя на это львиную долю свободного времени, а когда речь заходит о вере, то картина диаметрально меняется. «Церковь совершенно неинтересна и скучна, будь-то Московский Патриархат или Киевский. Выглядит одинаково? Одинаково. Православные? Да. Крестят, венчают, воду на Крещение святят? Да. Ну, так какая разница? Мне не надо разбираться в этих тонкостях, мне вообще, если честно, о Церкви не очень-то интересно, мне ребенка покрестить надо. У вас же крестят, да?»

Но ведь если есть конфликт между двумя церквами и они друг друга категорически не признают, то, наверное, все-таки разница есть. Хотя ответ на это, скорее всего, будет получен простой: все-то эти попы чепухой занимаются, придумали какое-то разделение, видимо, бизнес не поделили. Почитать литературу по теме, ознакомиться с аргументацией обеих сторон считается, по-видимому, излишним. Фотографии с венчания будут красивыми вне зависимости от того, к какой деноминации принадлежит храм. Как это воспринимать? Что это? Приобретение услуги? Что-то вроде: меня не интересует, что происходит без меня в парикмахерской, я просто прихожу туда по мере необходимости постричься. Похоже? И да, и нет. К выбору парикмахерской люди все-таки часто более ответственно подходят.

Что еще поразительно – люди ругают зажравшихся попов и этим оправдывают свою духовную лень. Мол, Церковь ваша – это бизнес-структура. Ходить туда не буду, Бога там давно нет. При этом эти же люди исправно стремятся освящать куличи, вербочки, воду на Крещение и, буде случится рождение ребенка, свадьба или похороны, не гнушаются и соответствующими Таинствами. Получается, что за Церковью все-таки признаются право и власть совершать Таинства и прочие священнодейства. Теми же самыми беспутными священниками. (Как правило, способ борьбы очень прост: люди кладут в пожертвования по-минимуму. Вроде бы как совсем не положить неудобно, а так поп меня сильно будто бы и не обобрал. За всех не скажу, но такое мнение приходилось слышать и наблюдать довольно часто.) Так вот, это очевидное противоречие никого не смущает. Но ведь если в Церкви благодати нет, то ходить туда бессмысленно. Если же я ее там все-таки получаю, несмотря на мое недоверие к священнослужителям, то, может быть, там еще что-то важное происходит в промежутках между моими посещениями?

Грустно, но участие в Таинствах Церкви уже давно не предполагает веры. Для одних это колоритный обычай и повод сделать кучу красочных фото для Instagram. Для других – магическое «на всякий случай», хуже-то точно не будет, а так – какая-никакая защита. С некоторыми и вовсе непонятно. Люди вроде бы и чувствуют зов Бога: мне думается, раз они вообще пришли, значит, что-то все-таки внутри отзывается. Но дальше этого, к сожалению, мало кто готов идти. Мне одна женщина так и сказала: «Я верю, что там что-то есть. Больше меня ничего не интересует, я ничего не хочу об этом знать. Мне так проще жить». Что ж, это хотя бы честно. В отличие от переведения стрелок на плохих священников и хамящих бабок.

Христос говорит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). «Обратитесь» можно еще перевести как «поверните в противоположную сторону». С возрастом люди теряют способность и желание учиться. То, чем в избытке обладают дети. Этому способствуют и сложившиеся в обществе правила: сначала ты учишься в школе, потом в вузе, затем идешь работать. Формируется такая подсознательная установка, что учится человек только в детстве и юности, а потом профессиональную квалификацию повышает. В остальном он, как правило, считает, что уже знает все, что необходимо. От этого, видимо, и нежелание разбираться в вещах, которые не вписываются в уже сложившуюся картину мира. Кроме того, будучи школьниками или студентами, мы понимали и принимали ограниченность своих знаний, что крайне редко наблюдается у взрослых. Мы уже чаще «знаем», как надо, не готовы идти на уступки и признавать свою неправоту.

На самом же деле человек призван учиться всю жизнь. Свт. Тихон Задонский писал: «Самая истинная цель сей конечной (земной) жизни есть научиться жизни бесконечной». А для этого нужны детский задор и любознательность. Это же так интересно разобраться во всем этом: зачем, как, почему? Откуда я появился? Зачем я живу? Есть ли Бог? Если Он один, то почему столько разных религий? Чем они отличаются? Что будет со мной, когда я умру?

Если же вы уже нашли для себя ответы на эти вопросы, то тем более не останавливайтесь. Далее – не менее интересно: как и когда было написано Евангелие? кто его переводил? что символизирует Малый Вход во время Литургии? кстати, что такое Малый Вход? каким образом Иисус Христос может быть и Богом, и человеком одновременно? почему иконопочитание не является идолопоклонством и т. д. и т. п. Православие – это неисследимая глубина. Главное – не терять этот юношеский пыл, не оставлять первую любовь свою (Откр. 2:4). Ведь когда мы кого-то любим, то хотим знать о предмете своей привязанности абсолютно все; мы становимся ненасытными к любым сведениям о нем. Если же нас что-то мало интересует, значит мы мало любим. А этой категории верующих, как известно, рассчитывать особо не на что (Лк. 7:47). Если же мы будем интересоваться Богом и Его Церковью, то можем иметь надежду, что и Он не перестанет интересоваться нами. Другого пути нет. Хотя можно возложить все упование на строительство нового дома или последнюю модель смартфона. Так тоже многие делают.

Источник: pravlife.org