Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Собор святого Александра Невского г. Ананьев, Балтской епархии

В последние время участились случаи вмешательства в дела нашей церкви представителей киевского патриархата. В частности в городе Ананьев, Балтской епархии. Некоторые дошли до такого безумия, что пытаются люстрировать память Святого Воина, Благоверного Князя Александра Невского, пытаясь переименовать построенный в честь него собор, призывая окружающих собирать для этого подписи.

  Одумайтесь! Те, кто в 1917 сбивал кресты, гнал церковь - все тяжело пострадали. Бог поругаем не бывает и святых своих в обиду не даст.

К сожалению, в нашем обществе затронут очень тонкий этический вопрос - Национальность. При грубом отношении к нему можно нанести буквально смертельную обиду человеку.  Любое государство, особенно многонациональное, всегда контролировало эти процессы. Потому, что невежественные или нечистые на руку  люди, а зачастую и то и другое, могут раскачать общество и довести его до кровопролития. Человек может быть жителем и патриотом своей страны этнически  или национально не принадлежа к ней. Особенно  в регионе, где перемешалось множество разных народов. Отец может быть одной национальности, а мать - другой.  Как определится ребенку?

Наверное, то, о чем мы говорим, лучше определять не графой в паспорте  и языковой принадлежностью, а системой мысли и чувств. Бывает ведь так: вроде рядом живем, на одном языке разговариваем, а друг друга не понимаем, как инопланетяне.

Мы ведь определенно мыслим и чувствуем многие вещи не так как жители Китая, Зимбабве  или Мексики  и т. д. Древние для того чтобы сориентироваться в общении решали это просто: вопросом "како веруеши?". То есть к какой религиозно-культурной среде ты принадлежишь. Человек отвечал на этот вопрос исповедуя символ своей веры. У каждой религиозной традиции есть набор основных религиозных догматов  и правил, которые являются квинтэссенцией  и сердцевиной их веры. Из которых вырастает вся культурная традиция того или иного народа,  состоящего, как выше было сказано, из разных этносов и национальностей.

Речь идет о, так сказать, культурном коде - системе мыслей и чувств из которых и состоит культура. И  когда мы говорим о том или ином народе, или представителе народа мы подразумеваем сразу его культурную принадлежность. А если рассматриваем их деяния, то с точки зрения целесообразности той или иной культурной традиции, ее пользы, славы, сохранения или упадка в её историческом контексте. Личность  Святого Благоверного Князя Александра Невского не дает покоя некоторым невежественным и не по разуму социально активным нашим согражданам. В их незрелом сознании святой Александр Невский - сепаратист прошлого и, по сему, надо храм созданный нашими предками в его честь в городе Ананьеве срочно переименовать. То есть -  люстрировать память о нем на основании того, что он не украинец и является носителем  российских ценностей.

Заглянем в наше прошлое: святой Князь жил в непростые времена. Начнем с того, что Святая Киевская Русь  тогда не состояла из русских, украинцев и белорусов. Это был один народ, занимавший единое географическое пространство, которое состояло из княжеств и которое возглавляли князья - потомки  Святого  Равноапостольного Князя Владимира. Во всех летописях тех лет мы значились просто как Русь.

В каком же геополитическом и культурном  состоянии застала историческое пространство Руси жизнь святого Александра Невского. С какими историческими вызовами ему пришлось столкнуться? Почти вся Евразия  была под Ордой, земли принадлежавшие Руси были или разорены, или контролировались, будучи порабощены.  Орда, на тот момент, - это воинствующая безжалостная империя с растущими амбициями.

Вот свидетельство средневекового летописца монаха францисканца Плано Карпини: "тогда татары сражениями опустошили всю Руссию". Если быть точным, почти всю — кроме Новгорода и Пскова. За три года, предшествовавшие взятию Киева, орда Батыя опустошила Рязань, Владимир, Суздаль и множество других городов. Однако жизнь в них скоро восстановилась. В некоторых даже начался бурный рост. А «столица Руссии» пришла в полный упадок, и даже митрополит покинул ее. Киев действительно стал тогда не только бедным, но и просто опасным для жизни местом. Монах-францисканец Плано Карпини, посланный римским папой в 1245 году в Каракорум, проехал через Киев и оставил такое описание его взятия монголами: «Они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен ПОЧТИ НИ НА ЧТО: едва существует там ДВЕСТИ ДОМОВ, а людей тех держат они в самом жестоком рабстве».

Самое время пришло вспомнить о Четвертом крестовом походе. Когда в 1204 году латиняне-крестоносцы взяли Константинополь— столицу православия, на Руси известие об этом вызвало стон. За тридцать шесть лет до штурма монголами Киева. Четвертый крестовый поход погубил не только Царьград. Он нанес смертельный удар по экономическим интересам Киева. Этим походом был уничтожен  путь из варяг в греки .

Если орда к религиозной жизни народа была безразлична, а  иногда и благосклонна благодаря усилиям наших святых, в частности Александра Невского, то неослабевающая экспансия запада, желая после Византии проглотить и Евразию, была крайне агрессивна именно  в религиозном смысле, называя нас схизматиками и желая растворить наш культурный  код  в своей религиозной среде. Таким образом уничтожив нашу систему мысли и чувств.

Святой Александр Невский, как тонкий и мудрый геополитик, очень хорошо ощутил вызовы времени, понимая что сил бороться с Ордой у Руси еще нет, не пришел еще час. Он установил мир с Ордой, стал названным братом Сартака -  ордынского хана (который в последствии принял крещение).  Снискал там славу великого воина, к тому времени уже дважды победив (на Чудском озере и на Неве) западных крестоносцев "псов-рыцарей". И остановил таким образом их религиозную экспансию.

Всю свою недолгую, но крайне насыщенную жизнь, он боролся за сохранение нашей само идентичности, нашего культурного кода, которым сегодня современные крещенные люди пренебрегают.  Как раз те,  которые должны быть носителями этой православной культуры. Это фундамент нашей идентификации, ее сваи. В доме могут жить разные люди, и наше государство приютило жителей многих разных культур. Мы мирно сосуществуем уже на протяжении долгого времени, но если разрушить фундамент - рухнет весь дом. Эти  неразумные исторические претензии бьют по этому культурному фундаменту .

А какова родословная святого Князя? Может он не угодил чистотой своей крови? Раз уж мы с его убеждениями разобрались, еще раз повторюсь - это хранение веры и культуры народа, наследия своих предшественников, предков, кто же был его предками?

Икона святых рода Рюриковичей. Единственная семья, подарившая миру целую плеяду святых князей, среди которых равноапостольные Владимир и Ольга, благоверные Борис и Глеб, Владимир и Святослав, Владимир Мономах, Александр Невский, Андрей Боголюбский и многие другие.

Родословная его такова: первый князь на русской земле - Рюрик, пришедший из Немец. 
Рюрик родил Игоря. 
Игорь родил Святослава, который ходил к Царьграду ратью. 
Святослав родил Владимира Великого, который крестил всю Русскую землю. 
Владимир родил Ярослава, его же грамота в Великом Новгороде. 
Ярослав родил Всеволода. 
Всеволод родил Владимира Мономаха. 
Мономах родил Юрия. 
Юрий родил Всеволода Большое Гнездо. 
Всеволод родил Ярослава. 
Ярослав родил великого Александра Храброго (то есть святого Александра Невского, так мы его называем сейчас).

Итак мы видим в его родословной Святого Равноапостольного Князя Владимира и Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и других славных князей нашего отечества. Отбросив сегодняшний кризис наших соседских взаимоотношений и посмотрев на логику и целесообразность его поступков в историческом контексте, мы увидим, что он последовательно и самоотверженно, не щадя своей жизни, отстаивал  жизнь  и культурное наследие своего народа и предков. То, что они насаждали и взращивали, он сохранял и укреплял. Он был сыном КИЕВСКОГО Князя Ярослава.

Все выше перечисленные исторические персонажи, в том числе и князь Александр Невский, являются основателями и фундаментом нашей цивилизации. Их гражданская позиция, думаю, ни у кого из здравомыслящих не вызывает сомнения. Все эти попытки духовной люстрации выглядят как бред и попытки разрушить нашу историческую память  переформировав наш культурный код.

Наша церковь причислила к лику святых выдающегося сына своего отечества - Святого Благоверного Князя Александра Невского. Кто дерзнет идти против Матери-церкви и  Неба?

 Кому Церковь не Мать - тому Бог не Отец.

krest serb