Цитата дня

И себе, и другим говорю: кто угодно может меня унижать, но унизить меня может только один на свете человек – я сам. Когда это поймешь, приобретаешь внутреннее равновесие, покой (Патриарх Сербский Павел)

oshibki1.jpg

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Как сегодня не отпасть от Церкви, что важно знать каждому верующему
Митрополит Антоний (Паканич)

Сегодня каждый верующий, будь то епископ, клирик, мирянин, должен четко понимать, в чем состоит главная задача Церкви, в чем суть Ее служения, каковы Ее главные догматы. Только так можно защищать истинное учение Церкви от искажения и сохранять догматическое единство.

В противном случае наше богословие имеет все шансы превратиться в философский гнозис.

Не что, а Кто

Истина не абстрактна, это не размытое понятие. Истина – это не что, а Кто. Истина есть Сам Бог, бесконечно познаваемый в Своих действиях и безгранично открывающийся нам.

И если до существования Церкви познание истины было невозможно, то с Ее созданием человек получил такую возможность.

Церковь – надмирная и земная по своей природе – единственная обладает полнотой истины. Временный мир не в состоянии ее вместить.

Познание истины совершается всем составом человека, а не отдельными его частями. Бог познается не в экстатическом состоянии и не сухим рассудком, а единственно через духовно-телесное единение со Христом в Церкви.

Участвуя в Евхаристии, человек может личностно совершенствоваться, бесконечно расти ко Христу, постепенно становясь с Ним едино-духовным и едино-телесным, делаясь при этом носителем истины.

Церковь неизменна

Церковные догматы неизменны и актуальны во все времена. Они вне времени.

Учителя Церкви на протяжении всего существования христианства утверждают одни и те же догмы, трактуют Слова Божии – Учение Христа, интегрируя их в ту эпоху, которой они принадлежат, отвечая на вызовы времени и заблуждения.

«Как отступничество Израиля, пожелавшего восстановить земное царство, открыло всем народам двери небесного Иерусалима, так и на любое заблуждение этого мира Церковь отвечает новым проявлением благодати, а на любую ересь – новым утверждением истинного догмата, излагая его устами верующих, которые оказываются как книжник, наученный Царству Небесному, подобный хозяину, который выносит из сокровищницы своей – то есть Церкви – новое и старое, согласно Евангельским словам (Мф. 13, 52)», – писал Владимир Лосский.

За Святую Троицу

Церковь всегда борется за чистоту учения. Мы знаем несколько основных периодов этой борьбы.

Церковь защищала истинное учение о Боге-Пресвятой Троице от всевозможных эллинских и гностических сект и лжеучений вплоть до конца IV века, когда и был утвержден догмат о Святой Троице отцами Церкви – святым Афанасием Александрийским и огромными усилиями великих каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.

Именно с той поры ипостасные свойства Пресвятой Троицы выражаются следующими определениями: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), исхождение (от Отца) у Святого Духа.

Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица разные, и мы познаем их как особые Ипостаси.

За истинного Бога и истинного Человека

С IV до середины IX века Церковь защищала догмат о Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге и истинном Человеке, борясь против несториан, монофизитов и других ересей.

Вселенскими Соборами был утвержден этот догмат при содействии святого Кирилла Александрийского, святого Папы Льва Великого, святого Максима Исповедника, а также других отцов Церкви.

Закончился данный христологический период Торжеством Православия в 843 году.

После указанных периодов борьбы за чистоту учения Христа Церковь отстаивала догматы о Святом Духе и о Церкви, необходимые для веры в сошествие Святого Духа и для чаяния нашего обожения, происходящего в Церкви.

Ошибки

Не прекращаются нападки на Церковь и сегодня. Появляются новые заблуждения, искушения или трансформируются старые.

Экклесиологические споры, длящиеся уже более 5 столетий и не прекращающиеся до сих пор, касаются природы Церкви.

Ошибочные представления уводят людей от истинного понимания Ее природы, искажают догматы, утверждают доктрины, противоположные учению Церкви, отрывают людей от целостности Церкви, заставляют бороться с Ее природой и Ее учением.

К чему приводят подобные ошибки, нам показано на примере религиозной жизни западных христиан.

Филиоквистское учение – смешение Ипостасей Отца и Сына – привело к гибельным препятствиям на пути спасения.

Святой Дух более не является для них источником жизни, ее основой, животворящей энергией, дарующей свободу и обожение.

Христос не является более Дверью, через которую сыны Церкви внидут и изыдут и обрящут пажить Святого Духа, согласно словам Господа (Ин. 10: 9).

Единение со Христом оказалось невозможным – Римская Церковь стала посредницей и преградой между Христом и своей паствой, а Римский Патриарх – Его наместником на земле, источником всей церковной власти и единственным непогрешимым выразителем всей полноты Церкви, что зафиксировано в 1870 г. установлением догмата о папской безошибочности.

Но люди забывают, что они без Бога ничто, а без Его Церкви лишены пути спасения.

Они не могут выйти за пределы немощных человеческих сил и понимания.

Это возможно исключительно в Духе Божием и Силе Божией.

Против природы

Только своим разумом никто не может постичь природу Бога и Его Церкви. Поэтому, полагаясь только на себя, люди и совершают ошибки. Сколько раз национальная идея старалась поглотить Церковь, сделать Ее «своей», смешаться с ней, сколько государств стремилось растворить и разбавить Ее своим духом.

Но Церковь всегда была незыблема в Своих догматах и неизменна в Своей природе: Божественной и человеческой.

И человеческое не может превалировать над Божественным. Эти природы сосуществуют и дополняют друг друга в гармонии, заповеданной Самим Господом.

В Церкви существуют изменяемые вещи, традиции, так как Церковь – живой организм, а значит реагирует на внешние изменения.

Но также есть вещи неизменные ни при каких обстоятельствах.

Вот в этом неразделении данных понятий и недопонимании и лежит большинство сегодняшних заблуждений и проблем.

Жизнь Церкви проистекает от Святого Духа, и тщетно искать источник питания во внешнем круге – в государственном, политическом, научном, социальном, культурном…

Важно помнить о былых ошибках.

Не забывать, что главный ориентир в нашей жизни - Господь Бог, к Которому мы и должны из всех сил стремиться.

А за этот искренний порыв Бог укрепит нас в любой ситуации и раскроет истину в спасительной для нас полноте.

Записала Наталья Горошкова

Источник: Правлайф