Цитата дня

Мы часто замечаем грех человека согрешающего, покаяния же его, втайне им соделываемого, не видим (св. Иоанн Милостивый)

oshibki.jpg

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Преподобный Максим Грек: Слово об астрологии и свободной воли человека

Вооружаясь на подвиг за евангельскую истину, и при­готовляя себя на разорение лжи, будучи распаляем огнем ревности по истине, благовременным нахожу сказать с блаженным Давидом сказанное им в назидание пророкоубийцам, или лучше — христоубийцам и роду иудейскому: «Сынове человечестии, доколе тяжкосердии, вскую любите суету, и ищете лжи» (Пс. 4:3)?

Воис­тину тяжкосерды суть и искатели суеты и лжи, и омра­чены глубокою тьмою те, которые, не покоряясь апостольским, пророческим и отеческим учениям, прилепля­ются вавилонскому бесовскому раболепству, правильнее же, последуют ухищрениям и злодеяниям бесовским, и так упорно, что скорее готовы отречься своей души, если бы кто-либо стал муками истязывать их по при­чине их нечестия, чем отказаться сколько-нибудь от звездозрительного раболепства бесам.

И это не удиви­тельно: ибо надлежит и начальнику и законоположнику этого обмана, отцу лжи, который в Священном Писании называется умом ассирийским, как не мудрствующий нисколько богоугодно и благочестиво, иметь, как бы некоторых представителей, твердых умом, выставляемых им, как в них живущий и действующий. Таких имел он, льстец, при фараоне, царе египетском, которых и выставлял против блаженного Моисея, ста­раясь чрез них омрачить явственные оные чудеса. Таковых восставил он против блаженного Иеремии, уси­ливаясь показать, что его спасительные ответы, какие он давал народу иудейскому, никуда не годны. Такого воздвиг он против блаженного Петра, в лице самарянина Симона, желая, скверный, в самом начале еван­гельской проповеди выставить непотребным это сеяние. Такового, в лице Илиодора, вооружил он против преосвященнейшего епископа Катанского Льва.

Многими таковыми и ныне еще повреждает Святую Соборную Апостольскую Церковь Христову этот пагубный дракон, который все, что Создателем насаждено в человеке, созданном по образу Божию: — свободу воли и разума, чем человек преимущественно пред другими тварями является созданным по образу и по подобию Божию, он приписывает сочетанию зодиаков и звезд, и сему присвояет зависимость в избрании добродетелей и пороков. И в такое безумие достиг этот богоборный отступник, что утверждает бесстыдно, что самое благочестие и честное жительство прекратится, и что действием Зевса и Арея (Марса) оно вскоре опять введется в Церковь Христову, и будет обновление и новый закон, зависящий от движения планет и зодиаков. О какая хула! Увы, какое сатанинское злоумышление! На ка­кую высоту злочестия взошел этот скверный! Какой христианский слух, хотя бы кто только краем уст ко­снулся апостольского напоения, потерпит это?

Мне же кажется, что те, которые так говорят, тайно про себя думают, хотя и не смеют еще явно проповедовать свою ложь, что и Спаситель наш Иисус Христос произведен движением планет, по необходимости принял плоть и предан кресту, и по той же необходимости совершил все те дивные и чрезъестественные чудеса. Что эти скверные так думают, — явствует из того, что они бесстыдно говорят, что Зевсом и Ареем опять введется наше благочестие и чистое жительство. Что же может быть нечестивее, теперь или впоследствии, такого мудрования?
Если круговращением звезд, их сочетанием и сближением, подаются нам божественные дарования, и производится обновление их после того, как они ослабеют, и разум наш и произволение наших душ находятся в зависимости от свойств зодиаков, и ими направляется или к добродетели, или к жизни порочной, то апостольская проповедь является излишнею, излишня и вера наша.

Пусть в таком случае будет отвержен закон, пусть перестанет проповедь Евангелия, пусть прекратятся молитвы и приношение жертв: все это — излишне и бесполезно, если мы состоим под насилием таких насильников — владык, и ими против воли привлекаемся ко злу: или Афродитою — к блуду, или Ареем — к убийству и разбойничеству, или к воровству — Гермесом, или ко гневу и непримиримой вражде — враждебнейшим Кроносом. Пусть никто уже не заботится о добродетели и не старается отстать от пороков; но, узнав свой жребий, каков он, пусть ожидает себе от него или добра, если достался в жребий доброму господину, а если достался злому, то пусть напрасно не старается освободиться от порабощения сво­ему владыке, ибо никогда не возможет он освобо­диться от сего порабощения, сколько бы не предпринимал для этого подвигов. Пусть не боится таковой страшных испытаний праведного Судии, ибо он будет иметь тогда достаточное оправдание, состоящее в насилии злого своего властелина, которым и против воли привлекался к различным порокам.

Также и тот, кто преуспел в добродетели, пусть не ожидает себе от Судии воздаяния за правду и истину, ибо добродетели его зависели не от его собственного произволения, а от насилия того властелина, которому он случайно достался в жребий, и которым он, как какое-нибудь подъ­яремное животное, направлялся идти правым путем и предохранялся от пропастей зла, находящихся с обеих сторон.
Судия же наш обещал наградить тех, которые ока­жутся добрыми по произволению, а не по принуждению, говоря: «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе» (Мф. 16:24), и прочее. Говоря так. Создатель нашего естества ясно показал, что от нашего произволения зависят и добрые дела и злые, ибо сказал: «аще кто хощет, да отвержется себе», а не сказал: да отвержется владеющей им силы.

Если бы Он знал, что это зависит не от нашей власти, то ясно сказал бы: если кто может последовать за Мной. По этой причине и тому, который вопросил Его, как ему получить вечную жизнь, ответил, говоря: «аще же хощеши совершен быти», и прочее, а не сказал: «аще можеши», что означало бы, что не от своей воли зависит доброе или злое, но сказал: «аще хощеши». А то, чтобы хотеть, или не хотеть, ясно показывает, что он властен в своих делах. По этой при­чине и сохраняются дела каждого на суд, как проис­ходящие от произволения, а не от принуждения и насилия зодиаков и планет. К тому же не явно ли оказы­ваются клевещущими на Бога и досаждающими Ему те, которые приписывают все наше звездам, и утвержда­ют, что помимо их устроения ничего не совершается, касающееся нас? Ибо если Бог, Который есть самая Истина и Правда и Благость, Который с самого начала всякими способами изобрел наше спасение неизреченным Своим и непостижимым советом, — если Он знал, что есть некоторая понуждающая нас сила, вложен­ная в зодиаки, которая влекла бы каждого из нас по своему качеству и против желания понуждала бы к тому, чего мы не хотим, то каким образом Он же опять повелевал бы нам, заповедуя: «не прелюбы сотвориши, не убиеши, не украдеши, не лжесвидетельствуеши» (Мф.19:18), и тому подобное?

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi