Цитата дня

«Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела, не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину» (Преп. Серафим Саровский)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Почему 9 мая – «гражданская» Пасха нашего народа окончательно и бесповоротно

Иерей Андрей Чиженко

Я из поколения девяностых – поколения растерянного времени. Привыкли во всем сомневаться. И многому не верить. Слишком часто ошибались. И расплачивались собой.


Понятно, что Вторая мировая война – столкновение двух империй – немецкой и советской. Известные произведения исторического социального фантаста Виктора Суворова «Аквариум», «Ледокол», «День «М» и прочее. Политическая игра шахматных фигур.

Но что-то здесь до конца не то. Не только в этом дело. Вернее сказать, это всего лишь узкая плоская и очень блеклая позиция.

Недавно разговаривал с одним человеком. Он сказал следующие слова, которые очень сильно поразили меня:

– Девятое мая – это наша вторая гражданская пасха.

Пожалуй, лучше не скажешь. Как говорил Федор Михайлович Достоевский устами князя Мышкина: «Здесь вечно будет что-то не то…»

Сегодня, может быть, хотелось из политических, конъюктурных, «модных» соображений ПЕРЕСМОТРЕТЬ подвиг прадедов. Но это невозможно.

Известная фотография молодого командира в пилотке, который встает из окопа в полный рост с пистолетом и зовет за собой солдат. Я где-то читал, что это его предсмертная фотография. Командира застрелили в следующую секунду после того, как сделали снимок. Вот в чем дело…

И оно не только в заградотрядах, сталинских репрессиях и штрафбатах. Нет. Не только в этом. Было что-то еще, что двигало этого и ДРУГИХ командиров, солдат бежать с винтовочками и пистолетами на «тигров» и «пантер». Об этом очень хорошо сказано в романе Константина Симонова «Живые и мертвые». Вернее, в нем нигде об этом не сказано. Но это чувство является, как бы сказал Станиславский, сквозным действием каждого героя произведения. «Я не могу не воевать. Я не могу не защищать. Я должен вставать из окопа. И по миллиметру отвоевывать свою землю».

В этом есть нечто большее, чем война, дележ территории, политические игрища и интриги. В этом есть какая-то глубинная самоидентификация народа – народа святой Руси. В этом было какое-то вновь открытие ее духовного стержня. И это было важнее жизней отдельных людей. Не в смысле государственно-общественном. В личном духовном смысле. Они САМИ так считали. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). В этом был геном и память поколений. И как ни странно, в этом было возрождение-воскресение православия через Голгофу войны.

Мы вспоминаем часто исторические события, имена полководцев, битвы и поражения, но забываем великие слова святителя Николая Сербского из сочинения «Война и Библия». Они звучат примерно так: ни одна летящая пуля не попадает в цель случайно. И другая фраза, добытая этим великим подвижником прошлого столетия: ВСЕ ВСЕГДА ДУХОВНО.

1917 год. Народ отрекся от своего Бога. Храмы разрушены, монастыри опустели, священники и монахи расстреляны. И после этого страшная война! Разве может быть это случайностью? Разве мы, православные христиане, не читали о том же в Ветхом Завете? Отступление от Господа древних евреев всегда ввергало в несчастья, порабощения и войны. Возвращение к истинному Богу всегда приводило к процветанию и благоденствию, и победе над врагами.

Это, если хотите, духовная математика: дважды два – четыре.

И в Великой Отечественной войне произошло то же самое. Наш народ отступил от Христа и был наказан и побежден, а когда вернулся к Нему, был прощен и стал победителем.

Именно в годы войны в 1943 году восстанавливается Патриаршество в Русской Православной Церкви. И когда смотришь хроники того времени, замечаешь, что храмы были тогда переполнены народом. А сколько командиров и солдат Красной армии после войны стали монахами! Вспомним, сколько архиереев, священников, монахов были выпущены из тюрем и лагерей именно во время войны! Сколько монастырей и храмов открылось…

Страна пусть тяжело, непросто, сложно, но все же возвращалась к православию.

Здесь очень много «белых пятен». Много непроверенных историй, которые могут оказаться правдой или мифами. Здесь и письмо митрополита Антиохийской Церкви Илии к Сталину, и авиационные крестные ходы с иконами Пресвятой Богородицы вокруг Москвы и Сталинграда,  и многое другое. На сегодняшний день мы не можем с достоверностью сказать, было ли это на самом деле. Может, было, может, не было.

Но, по крайней мере, известна история со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом. Он был вынужден воевать. Являлся фронтовым офицером.

«В мае 1942 года его полк начал сражаться с гитлеровцами в составе Южного фронта. В это время началась разработанная в ставке Харьковская операция <...> В боях приняло участие и правое крыло Южного фронта, где воевал иеромонах Пимен. В результате неудачно проведенной операции войска были окружены немцами и уничтожены или взяты в плен. 29 мая 1942 года Харьковское сражение закончилось, кольцо окружения окончательно замкнулось.

Вероятно, к этому времени относится следующий рассказ:

“Во время войны полк, где воевал будущий Патриарх, попал в окружение и в такое кольцо огня, где люди были обречены. В полку знали, что среди солдат есть иеромонах, и, не боясь уже ничего, кроме смерти, бухнулись в ноги: “Батя, молись. Куда нам идти?” У иеромонаха была потаенно запрятанная икона Божьей Матери, и теперь под огнем он слезно молился перед ней. И сжалилась Пречистая над гибнущим воинством – все увидели, как ожила вдруг икона и Божья Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся”» (1).

Мне кажется, эта история символична. Вся страна тогда бухнулась на колени. Весь народ повернулся ко Христу и спросил: «Боже, куда нам идти?»

И Бог снова вывел СВОЙ народ на верную дорогу.

Все всегда духовно…

Это очень важно понять. Нет в нашей жизни недуховных шагов. Духовный каждый вдох-выдох. И тем более война, отнявшая четыре года и более двадцати миллионов жизней.

Недавно блуждал по интернету, и меня как током ударило. Вдруг я увидел свою фамилию и свое имя: Андрей Чиженко. Но это был не я, а младший командир Красной армии, родом из Ленинграда, скончавшийся от ран в  госпитале в 1941 году.

 

В Николаевской области в годы Великой Отечественной войны действовало подпольно-партизанское движение «Партизанская искра» в Первомайском районе в селе Крымка. В сущности, оно состояло из мальчиков и девочек школьного возраста 13-17 лет. Почти всех их расстреляли.

Для того чтобы освободить юг Украины в 1944 году, нужен был отвлекающим маневр. Иллюзия наступления, которое на самом деле должно было происходить в другом месте. Его совершили в Николаевском порту десантники морской пехоты под руководством Константина Ольшанского. Немцы бросили на подавление атаки практически все свои силы.

«Ольшанские самураи» почти все погибли. А война была выиграна.

Что толкало их на этот подвиг? Приказы? Страх смерти? Коммунистическая идеология?

Вряд ли… По крайней мере, не только это.

В этой войне было что-то глубинное, корневое. В ней была Голгофа целого народа и Воскресение во Христе целого народа.

И вот я закрываю глаза и вижу младшего командира Андрея Чиженко, который выходит из окопа и через минуту будет убит, и думаю, что я безмерно счастлив, что являюсь потомком его. В этом Пасха нашего народа.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!


Примечания:
1. О патриархе Пимене. К 100-летию со дня рождения // Эл. ресурс: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=35635

Источник: pravlife.org