Цитата дня

«Истинно кающийся подвергается поруганию от неразумных. Но это есть для него признак угодности Богу его покаяния» (Марк Подвижник)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Как по-православному встретить первое сентября?
Что необходимо знать родителям и учащимся - иерей Андрей Чиженко.

Первого сентября заканчиваются у школьников и студентов летние каникулы, и они возвращаются в школу и другие учебные заведения. Этот «рубикон» между отдыхом и занятиями в нашей стране по старинной традиции принято встречать торжественно и называть Днем знаний.

Как мне кажется, тема Первого сентября и воспитания молодого поколения очень глубока и животрепещуща. Как писал Александр Сергеевич Пушкин: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Мы оставим молодежи этот мир, веру, общество, государство. Что нам нужно им сказать? Как нужно их учить? Чем мы можем им помочь?

В Евангелии от Иоанна есть стих в пятой главе, повествующей об исцелении Спасителем больного расслабленного: «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?»  (Ин. 5:6). В церковнославянской транскрипции последние слова звучат как  «хощещи ли цел быти». На мой взгляд, именно церковнославянский язык передает глубокий и спасительный смысл данных евангельских слов. Не просто здоров. Но цел. То есть Господь наш Иисус Христос предлагает человеку восстановить утраченную грехопадением прародителей, его личными грехами, болезнью – целостность, гармонию души, сердца, разума и тела. А потом уже, как следствие этой целостности, явится здоровье.

Вот на что поставлен один из главных акцентов Православия, в том числе и его отрасли – православной педагогики. Она направлена на восстановление в человеке, в том числе и ребенке, духовной и, как ее следствие, физической целостности.

Как говорил один митрополит, образование – это не сумма знаний, а путь человека, направленный на отыскивание в себе образа и подобия Божия. Вот, конечно же, истинное образование. Ведь вы посмотрите, какими красивыми и глубокими словами обозначен этот процесс в украинском и русском языках: «освіта» и «образование». «Освіта» обозначает «просвещать», «проливать свет». А в истинном первоначальном смысле что это за свет? Конечно, свет Христов. И «образование», то есть глубинное позитивное изменение, формирование личности. Образование, но в какую сторону? В сторону образа. Образа чего? Конечно, образа и подобия Божьего. Народ очень мудр в своем словотворчестве.
И в чем же, дорогие братья и сестры, состоит это образование и освіта? В том, чтобы учить ребенка на основе заповедей Божиих. Вот тот надежный фундамент, на котором должно быть построено его личное духовно-телесное здание.

«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 37–40).

Что обозначает «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»? Что сама жизнь начинается с соблюдения данных двух заповедей. Если человек не пропустит через себя, свои душу и сердце эти заповеди и не будет основывать именно на них свою учебную, трудовую, семейную или иную деятельность, то жизнь его пройдет напрасно, впустую. Это как пытаться ходить с искривленным позвоночником или вывихнутой ногой. Трудно, мучительно больно и разрушительно. Но если позвоночник или ногу вправить, тогда наступает облегчение и  здоровье. Точно так же и жизнь свою надо «вправить» эти двумя заповедями. «Насколько я им соответствую?» – вот какой вопрос должен задавать себе каждый человек в любой жизненной ситуации. На этих двух заповедях основывается также и общеизвестное золотое правило морали: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).  Это тот канон-мера, главное правило этикета и поведения любого человека. Хочешь обидеть своего одноклассника, крикнуть на него, толкнуть или ударить? Остановись и подумай, а ты хотел бы, чтобы на тебя кричали, тебя толкнули или ударили? И потом уже, подумав, поступай верно.

Точно так же и в выборе среднего профессионального или высшего учебного заведения, или профессии. Как часто мы выбираем их? Где будут больше платить? Где лучше и теплее? Это тоже нужно, никто этого не отрицает. Как говорит украинская пословица: «Риба шукає, де глибше, а людина, де краще». Это понятно. Но при выборе профессии или учебного заведения должен стоять перед нами иной корневой и важнейший вопрос: в какой отрасли я со своими, Богом данными мне талантами могу принести максимальную пользу Господу и людям, родителям, семье, обществу, государству? Где я смогу максимально эффективно послужить Богу и человечеству, сотворив много добра? И только ответив на этот – главный – вопрос, задавать остальные – насущно-материальные.  И, поверьте, человек, задающий себе этот вопрос и отвечающий на него правильно, основываясь на заповедях Божиих, выполнит вселенский закон бытия – закон любви. И будет счастлив в жизни.  

Вспомним также здесь и пятую заповедь Закона Божия, полученного святым пророком Моисеем от Самого Господа на горе Синай: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Почему важно еще почитать своих родителей? Господь так установил, что священник для прихода является проводником Божественной благодати, он совершает Таинства и обряды церковные (хотя, конечно же, истинным Тайносовершителем является Господь), молитвенно ходатайствует за народ, за вверенную его попечению паству, предстоя за нее у Престола Божьего.

Точно так же родители являются проводниками Божественной благодати для своих детей. Вспомним, например, рассказы о своем детстве святителя Николая Сербского. Он вспоминал, как его дедушка утром и вечером собирал всю семью на молитву, начиная ее. Именно отец в семье являлся «священником» рода. Не в буквальном прямом значении церковной иерархии, но в иносказательном, смысловом. Он благословлял своих детей и внуков, начинал молитвою трапезу и прочее. И в этом есть исполнение Закона Божия.

В Ветхом Завете упорно боролись сыновья за благословение отца: Исав и Иаков (Бытие. 27-я глава), поучительна история с рабством Иосифа Прекрасного и последующее благословение двенадцати своих сыновей святым патриархом Иаковом (Бытие. 49-я глава). Есть такая поговорка: «Родительское проклятие закрывает перед детьми Небо, а родительское благословение открывает его». В ней есть смысл. Потому что вторая половина пятой заповеди Декалога («Десять заповедей» – с греческого языка) говорит нам о том, что нам будет хорошо и дни наши продлятся, если мы будем почитать своих родителей. Ведь именно они передают нам тот Божественный импульс, который формирует нашу жизнь послушанием Господу и благодатью Всевышнего. Ведь и Господь – это «Отче наш», как заповедал нам Сам Спаситель.

Поэтому такая добродетель, как послушание, для детей очень важна.

Необходимо родителям молиться о чадах и благословлять их (хотя бы просто  перекрестить и сказать: «Во имя Отца и Сына и  Святаго Духа. Аминь»). Тем самым они призывают на их светлые головки Божью благодать. Очень важно также убеждать своих детей мягко и ненавязчиво участвовать в Таинствах Церковных, особенно в Таинствах Исповеди и Причастия, приходить на богослужения, чтобы у них сформировался навык посещения церковных служб.

Сегодня в храмах перед учебным годом служатся специальные богослужения «Молебное пение при начатии учения отроков», где преподается учащимся через благословение священника также Божья благодать. В нынешнее время православное церковное творчество предлагает множество молитв родителей о детях и об учащихся отроках. При желании их можно найти в молитвословах.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что все в мире начинается с молитвы. И в ней – в этом призыве-разговоре с Богом, рождается правильная верная жизнь. Мы получаем ее направление, помощь и силы совершать свое земное путешествие. Ведь главная наука в жизни, которую мы должны освоить, – это наука любви. И весь мир, по сути, для каждого из нас – и маленьких, и взрослых – школа, училище для души. Куда мы направимся: в сторону греха или добродетели? В сторону ада или рая? В этом и состоит главная педагогика.

Источник: pravlife.org