Цитата дня

 Красота души: целомудрие, скромность, милосердие, любовь, дружелюбие, страх Божий, правда(Св. Иоанн Златоуст)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Как по-православному встретить первое сентября?
Что необходимо знать родителям и учащимся - иерей Андрей Чиженко.

Первого сентября заканчиваются у школьников и студентов летние каникулы, и они возвращаются в школу и другие учебные заведения. Этот «рубикон» между отдыхом и занятиями в нашей стране по старинной традиции принято встречать торжественно и называть Днем знаний.

Как мне кажется, тема Первого сентября и воспитания молодого поколения очень глубока и животрепещуща. Как писал Александр Сергеевич Пушкин: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Мы оставим молодежи этот мир, веру, общество, государство. Что нам нужно им сказать? Как нужно их учить? Чем мы можем им помочь?

В Евангелии от Иоанна есть стих в пятой главе, повествующей об исцелении Спасителем больного расслабленного: «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?»  (Ин. 5:6). В церковнославянской транскрипции последние слова звучат как  «хощещи ли цел быти». На мой взгляд, именно церковнославянский язык передает глубокий и спасительный смысл данных евангельских слов. Не просто здоров. Но цел. То есть Господь наш Иисус Христос предлагает человеку восстановить утраченную грехопадением прародителей, его личными грехами, болезнью – целостность, гармонию души, сердца, разума и тела. А потом уже, как следствие этой целостности, явится здоровье.

Вот на что поставлен один из главных акцентов Православия, в том числе и его отрасли – православной педагогики. Она направлена на восстановление в человеке, в том числе и ребенке, духовной и, как ее следствие, физической целостности.

Как говорил один митрополит, образование – это не сумма знаний, а путь человека, направленный на отыскивание в себе образа и подобия Божия. Вот, конечно же, истинное образование. Ведь вы посмотрите, какими красивыми и глубокими словами обозначен этот процесс в украинском и русском языках: «освіта» и «образование». «Освіта» обозначает «просвещать», «проливать свет». А в истинном первоначальном смысле что это за свет? Конечно, свет Христов. И «образование», то есть глубинное позитивное изменение, формирование личности. Образование, но в какую сторону? В сторону образа. Образа чего? Конечно, образа и подобия Божьего. Народ очень мудр в своем словотворчестве.
И в чем же, дорогие братья и сестры, состоит это образование и освіта? В том, чтобы учить ребенка на основе заповедей Божиих. Вот тот надежный фундамент, на котором должно быть построено его личное духовно-телесное здание.

«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 37–40).

Что обозначает «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»? Что сама жизнь начинается с соблюдения данных двух заповедей. Если человек не пропустит через себя, свои душу и сердце эти заповеди и не будет основывать именно на них свою учебную, трудовую, семейную или иную деятельность, то жизнь его пройдет напрасно, впустую. Это как пытаться ходить с искривленным позвоночником или вывихнутой ногой. Трудно, мучительно больно и разрушительно. Но если позвоночник или ногу вправить, тогда наступает облегчение и  здоровье. Точно так же и жизнь свою надо «вправить» эти двумя заповедями. «Насколько я им соответствую?» – вот какой вопрос должен задавать себе каждый человек в любой жизненной ситуации. На этих двух заповедях основывается также и общеизвестное золотое правило морали: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).  Это тот канон-мера, главное правило этикета и поведения любого человека. Хочешь обидеть своего одноклассника, крикнуть на него, толкнуть или ударить? Остановись и подумай, а ты хотел бы, чтобы на тебя кричали, тебя толкнули или ударили? И потом уже, подумав, поступай верно.

Точно так же и в выборе среднего профессионального или высшего учебного заведения, или профессии. Как часто мы выбираем их? Где будут больше платить? Где лучше и теплее? Это тоже нужно, никто этого не отрицает. Как говорит украинская пословица: «Риба шукає, де глибше, а людина, де краще». Это понятно. Но при выборе профессии или учебного заведения должен стоять перед нами иной корневой и важнейший вопрос: в какой отрасли я со своими, Богом данными мне талантами могу принести максимальную пользу Господу и людям, родителям, семье, обществу, государству? Где я смогу максимально эффективно послужить Богу и человечеству, сотворив много добра? И только ответив на этот – главный – вопрос, задавать остальные – насущно-материальные.  И, поверьте, человек, задающий себе этот вопрос и отвечающий на него правильно, основываясь на заповедях Божиих, выполнит вселенский закон бытия – закон любви. И будет счастлив в жизни.  

Вспомним также здесь и пятую заповедь Закона Божия, полученного святым пророком Моисеем от Самого Господа на горе Синай: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Почему важно еще почитать своих родителей? Господь так установил, что священник для прихода является проводником Божественной благодати, он совершает Таинства и обряды церковные (хотя, конечно же, истинным Тайносовершителем является Господь), молитвенно ходатайствует за народ, за вверенную его попечению паству, предстоя за нее у Престола Божьего.

Точно так же родители являются проводниками Божественной благодати для своих детей. Вспомним, например, рассказы о своем детстве святителя Николая Сербского. Он вспоминал, как его дедушка утром и вечером собирал всю семью на молитву, начиная ее. Именно отец в семье являлся «священником» рода. Не в буквальном прямом значении церковной иерархии, но в иносказательном, смысловом. Он благословлял своих детей и внуков, начинал молитвою трапезу и прочее. И в этом есть исполнение Закона Божия.

В Ветхом Завете упорно боролись сыновья за благословение отца: Исав и Иаков (Бытие. 27-я глава), поучительна история с рабством Иосифа Прекрасного и последующее благословение двенадцати своих сыновей святым патриархом Иаковом (Бытие. 49-я глава). Есть такая поговорка: «Родительское проклятие закрывает перед детьми Небо, а родительское благословение открывает его». В ней есть смысл. Потому что вторая половина пятой заповеди Декалога («Десять заповедей» – с греческого языка) говорит нам о том, что нам будет хорошо и дни наши продлятся, если мы будем почитать своих родителей. Ведь именно они передают нам тот Божественный импульс, который формирует нашу жизнь послушанием Господу и благодатью Всевышнего. Ведь и Господь – это «Отче наш», как заповедал нам Сам Спаситель.

Поэтому такая добродетель, как послушание, для детей очень важна.

Необходимо родителям молиться о чадах и благословлять их (хотя бы просто  перекрестить и сказать: «Во имя Отца и Сына и  Святаго Духа. Аминь»). Тем самым они призывают на их светлые головки Божью благодать. Очень важно также убеждать своих детей мягко и ненавязчиво участвовать в Таинствах Церковных, особенно в Таинствах Исповеди и Причастия, приходить на богослужения, чтобы у них сформировался навык посещения церковных служб.

Сегодня в храмах перед учебным годом служатся специальные богослужения «Молебное пение при начатии учения отроков», где преподается учащимся через благословение священника также Божья благодать. В нынешнее время православное церковное творчество предлагает множество молитв родителей о детях и об учащихся отроках. При желании их можно найти в молитвословах.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что все в мире начинается с молитвы. И в ней – в этом призыве-разговоре с Богом, рождается правильная верная жизнь. Мы получаем ее направление, помощь и силы совершать свое земное путешествие. Ведь главная наука в жизни, которую мы должны освоить, – это наука любви. И весь мир, по сути, для каждого из нас – и маленьких, и взрослых – школа, училище для души. Куда мы направимся: в сторону греха или добродетели? В сторону ада или рая? В этом и состоит главная педагогика.

Источник: pravlife.org