Цитата дня

Мытарь – грешник и Фарисей – мнимый праведник, оба они назидают нас: «не надейтесь на свою праведность, но всю надежду своего спасения возложите на беспредельную милость Божию, вопия: « Боже, милостив буди мне грешному»! А на исходе из земной юдоли в преддверии вечности для человека будет важна и нужна только одна молитва: «Боже, милостив буди мне грешному»! (Архимандрит Иоанн Крестьянкин)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проснуться и увидеть себя

Архимандрит Андрей (Конанос)

Это значит, что всё имеет свою цену. Ты тоже заплатишь какую-то цену – иначе изменения не произойдет. Чтобы твоя жизнь изменилась, тебе надо проснуться и своими глазами увидеть, что у тебя не так, понять свои ошибки. А мы приспосабливаемся к определенным условиям, успокаиваемся и говорим себе: «И что, мне теперь начинать заниматься еще чем-то?»

Да, действительно, это трудно, потому что, увидев себя реального, ты бываешь потрясен, ты не выдерживаешь этого зрелища. Тебя охватывают ужас и паника. И в самом деле, кто в силах выдержать себя самого, свой хаос, свои зависимости? Увидеть, что ты уходишь из дому не оттого, что тебе захотелось развлечься, а потому, что вы с женой и детьми несовместимы, ты не научился общаться с ними, ведь ты ужасный эгоист.

Такой человек не в силах смотреть на себя самого, он не может перебороть себя и выставить свое «я» на обозрение. А мне надо реально увидеть мою страсть, мою немощь, понять, что не так в моей жизни. Как много лет тому назад сказала мне одна девушка, у которой был рак, но такой, что ей не было больно. Болезнь прогрессировала, разъедала ее, но она не чувствовала боли. Посторонние даже спрашивали, а больна ли она. Да, больна, но только не чувствует боли.

– Ну и хорошо, что не чувствую боли! – говорила она.

Да, конечно, но только боль иногда бывает очень полезной для того, чтобы ты проснулся и понял, что что-то у тебя не так.

Боль предупреждает, заставляет задуматься и показывает, где проблема. Когда у тебя по непонятным причинам начинается боль, ты идешь к врачу, говоришь, где именно тебе больно. А значит, чтобы он тебя вылечил, надо, чтобы ты ее признал, принял и показал своему врачу.

Отец этой девушки тоже умер, сгорел за четыре дня. В первый день поняли, что у него рак по всему телу. На второй он пошел к врачу, а через два дня умер. А что было бы, если бы кто-нибудь вовремя пришел и сказал ему: «Ты болен», – чтобы его встряхнуть?

– А что у меня, лихорадка?

– Да если бы лихорадка! Так нет же.

– А что? Желудок или еще что-нибудь? Артрит, холестерин?

– Нет, всё гораздо серьезней, и мы должны тебе об этом сообщить.

То же самое происходит и тогда, когда человек вдруг увидит себя.

Никто не говорит, что это легко, но все-таки надо пересилить себя и посмотреть себе в глаза. «У тебя рак, ты умираешь. Я тебя люблю и буду с тобой, но ты должен знать правду. Я скажу ее тебе смиренно, поддержу и отведу тебя к врачу», – именно это и хочет проделать с нами наша эпоха.

Никто из нас с легкостью не соглашается заняться своей действительной проблемой – мы, по сути, не хотим быть просветленными. Потому что стоит увидеть, что в комнату нашей души входит немного света, как мы понимаем, что сейчас увидим весь свой кавардак. Поэтому быстро задергиваем занавески, чтобы опять стало темно. Чтобы казалось, что твой домик изнутри красив, эта твоя комнатка, что пыли там не видно и грязи тоже. Как будто всё в порядке… А если вдруг проникнет свет, станут видны пыль, опасные предметы, которые надо убрать. А человек этого не принимает. Он этого не хочет.

Поэтому мы должны воздавать славу Христу и благодарить Его за то, что дарует нам это просветление в Церкви. Там мы видим, там думаем. Современное телевидение, современное государство, современный мир, эпоха «нью-эйдж» – какой тип человека они хотят сформировать? Пусть скажут нам четко, чтобы каждый сделал свой выбор. Пусть наберутся смелости и прямоты, чтобы сказать нам правду. Тогда очень мало людей пойдет по этому пути. Потому что мы ясно увидим, куда они реально хотят нас завести.

Но они прямо этого не говорят, всё прикрываются хорошими словами: «любовь», «безопасность», «коммуникация», но за ними уже не стоит былого смысла. У них уже другое содержание. Натянули на лицо улыбку, но она не исполнена чистоты, честности. За ней стоят скверные вещи, порочные. Сохранили слово «семья», но она уже не то, что мы знали, а пространство, в котором будут царить показуха и нарциссизм, эгоизм, месть, развод, неверность, блуд, порочность.

Нет такого фильма или передачи, где всего этого не было бы. Идут подсознательные внушения. Постоянно. Спокойные и умиротворяющие фильмы заменены такими, которые делают нас лукавыми. Само собой разумеется, что в этих фильмах будет много крови, там будут курить, сквернословить без зазрения совести и без того, чтобы это кого-нибудь оскорбляло.

Я этого не понимаю. Ты куда меня, в конце концов, ведешь? Думаю, если бы кто-нибудь из этих людей был искренним, он сказал бы:

– Дорогой мой, о чем ты спрашиваешь? Ты, что, сам не видишь? У тебя, что, нет элементарного здравого смысла? Я ведь от тебя ничего не скрываю.

Они занимаются пошлыми темами, низкопробными, убогими, унижающими человека, тем, что называется пересудами: осуждением другого, жгучим интересом к чужой жизни, ложью, идолопоклонством. Идолами. Как оделся такой-то артист или певец, что он ел, когда женился в пятый раз, когда решится родить ребенка, куда поехал в отпуск, какая у него дома обстановка и т.д. и т.п. Это темы, которые занимают нас и крадут наше время. И это не что-то абстрактное – ты отдаешь всему этому свое время, жизнь и душу, ум и сердце, свое сознание, это входит в твою душу, заполняет и расхищает твой внутренний мир.

Вот если я ворвусь в твой дом, ты ведь меня не впустишь, спросишь:

– А ну-ка постой! Ты как сюда зашел? Ты сначала позвонил? А почему заходишь без разрешения? Я не хочу тебя здесь видеть.

Мы думаем, что находимся в безопасности, когда запираем входную дверь на ключ. Но дома у нас больше нет безопасности, когда есть то, что смотрим мы, а раньше нас смотрят дети. Хотя всё заперто, внутрь уже проникло столько людей, столько идей, столько взглядов – и нет никакой ясности. Нет чистой пищи для души. Здоровое питание превратилось теперь в моду – да, а душа питается страшными токсинами и пичкается грязной, скверной пищей. А ведь это ракообразующие вещества. Каждый день, каждую минуту, каждую ночь. Постоянно.

Вот что мы делаем, а Церковь нам помогает это забыть и очиститься. Церковь не говорит, чтобы ты, если увидишь где-нибудь любовь, не говорил о ней, ибо любовь не постыдна, постыдно плотолюбие, неверность, лукавое внушение.

Когда ребенок сделает что-нибудь из всего этого, ты огорчаешься, забывая, что ты сам и научил его так делать. Когда усаживаешь его перед телевизором, ты делаешь то же самое, что делали раньше родители, когда брали своих детей, отдавали их учителям и говорили:

– Вот, возьми моего ребенка, я его тебе доверяю. Сделай из него человека. Я отдаю его тебе, чтобы ты мне помог.

А мы отдаем его телевизору:

– Господин телевизор! Возьми моего ребенка и дай ему то, что можешь дать. Я доверяю тебе своего ребенка, и не только его, но и самого себя.

Мы садимся и вместе смотрим, вместе радуемся. Иногда переключаем канал, когда начнется что-нибудь непотребное, хотя и там через какое-то время начнется то же самое. А если ребенок говорит, что нет проблем и он не чувствует комплексов и не впадет в шок, тогда можем посмотреть что-нибудь пикантное вместе и без всякой неловкости. И при этом считается, что ты человек, у которого нет табу, ты открыт к нетрадиционному, не ретрограден, не консервативен, не моралист.

А что такое на самом деле такой человек? Пусть скажет мне, что он такое по сути? Как он это называет – равновесием? Но такое «равновесие» – это хаос, беспорядок. Тогда почему мир становится всё хуже и хуже и у нас полно неуравновешенных людей, если все живут так хорошо и сбалансированно? Если все говорят, что обрели мир, почему же мы постоянно идем к худшему?

И журналы предлагают нам решения каких угодно проблем. Извините, но в прошлом номере уже давали решение, разве оно не подействовало, разве это не было решением?

В Священном Писании сколько страниц было, столько их и сейчас, потому что то, что в нем говорится, вечно и непогрешимо – это истина и свет. Не какой-нибудь светлячок, или звездочка, или зажигалка, и не фонарик, а свет миру, истина, которая не меняется никоим образом. И у кого есть опыт того, о чем я говорю, те знают это.

В мире ищут чего-то такого, что их удовлетворило бы, потому что им ничто не дает ощущения полноты, они не нашли счастья. А каждый номер журнала, каждая передача выглядят как фейерверк, который потрясает нас: в следующее воскресенье дадут решение проблем с разводом! В это воскресенье мы узнаем, как сделать своего ребенка счастливым. И ты думаешь: «Есть надежда, что в это воскресенье я найду решение. Куплю, чтоб почитать. Посмотрю передачу – может, поможет».

И вот в воскресенье ты уже не идешь в церковь. А ведь воскресенье – это день Господень, но ты направляешься в киоск, чтобы купить газету или журнал. Поэтому и не находишь решения, да ты его и не найдешь, если вовлечешься в это безумие.

И таким образом грешники, сластолюбцы шагают вперед, заблуждаясь сами и позволяя другим ввести себя в заблуждение. Запутались сами и запутывают других. Но только на кого я сейчас ругаюсь? Да ни на кого. Просто хочу сказать, что они чего-то не знают, и это их оправдывает. Нельзя же требовать от человека, говорящего по-китайски, чтобы он говорил с тобой на английском или греческом. Просто эти люди знают свое. Но ты! Ты же член Церкви Христовой, ты знаешь, Кто – Чистый Источник, и причастился Христа, и наполняешь свой ум Божественными понятиями, молишься: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», знаешь, Кто Владыка истории, – зачем же ты самого себя предаешь и кому доверяешься? Зачем ты облекся в этот дух мира и становишься одним из толпы?

Я не осуждаю этих людей, да они и не нуждаются в осуждении – они нуждаются во многих молитвах, в огромной помощи прежде всего от Бога. Когда дойдут до самого дна, тогда они в своей безысходности – от невероятной тоски, от лекарств, которые глотают горстями, – в какой-то момент воззовут: «Боже мой!»

Конец этих людей, направляющих мир и навязывающих ему ложное мировосприятие, крайне трагичен и несчастен. Но люди этого не могут принять и боготворят их. Умирает, например, какой-нибудь артист, и его начинают боготворить, устраивают ему пышные, дорогие похороны, напоминающие скорее парад, который снимают с вертолетов. Как будто не стало невесть кого! А мне этот человек нисколько не помогал, наоборот: он вводил меня в заблуждение, заставил отвернуться от истины Христовой. От основ, на которых держался мой народ веками.

Это был искусственный, ложный идол, и, боготворя его, ты словно признаёшь, что положился на одну ложь. А поняв, что принял ложь, ты начнешь искать истину, – но только этого делать никто не хочет. Потому что для этого тебе придется распрощаться с удобством, которое нам нравится и которое так приятно. Так, чтобы привести в порядок свой шкаф, надо переложить вещи с одного места на другое, сделать то, что требует небольших телодвижений, но тебе это тяжело. Ты говоришь себе: «Да кто этим занимается по нынешним временам? В другой раз сделаю». А вещи внутри тебя нагромождаются, и беспорядок в какой-то момент тебя задушит.

Этот болезненный процесс называется в Церкви покаянием, переменой, самопознанием, которое является погружением в сердце. Как говорят отцы, войти в глубокое сердце, чтобы увидеть, что в нас происходит, посмотреть себе в глаза. И от самопознания перейти к богопознанию. Когда человек повернется к себе и увидит свою душу, куда она направляется, увидит собственный хаос, когда он начнет критически анализировать происходящее в жизни и ясно увидит всё, он ужаснется и будет потрясен. Но именно так и происходит пробуждение к лучшей жизни.

Было бы очень хорошо, если бы оно произошло. Потому что если этого не произойдет, мы умрем такими, какие есть, но дальше уже не сможем оставаться такими, какие есть. Тогда ложь откроется, мы очнемся от летаргии, наш ум встанет на место и мы увидим, что совершали одни лишь ошибки, что сама наша жизнь прошла не так.

К сожалению, тогда мы не сможем сказать, как поется в песне: «…и мы изменили свою жизнь». Тогда не будет такой возможности. Жизнь меняют сейчас – пока есть сегодня. Ты живешь сегодня, сейчас. И можешь изменить положение вещей и себя – мало-помалу.

Есть такие пропасти и бездны, о которых диавол никогда нам не скажет, что они опасны, потому что он никогда не говорит правду. Мы не позволили Богу быть определяющим фактором, чтобы Он устраивал всё, ставил людей, руководящих и определяющих ход событий в мире: они не обожены, не просвещены. У директоров телеканалов на столе нет иконы Христа, чтобы они перед ней молились. Для виду она, может, и есть, только они перед ней не молятся. Не призывают Божию помощь, поэтому положение дел и таково.

Но тебе, которого Бог привел в Церковь, надо смотреть на всё по-другому. Ты держи в уме эту картину: диавол хочет тебя бросить в пропасть, он весь мир хочет бросить в пропасть. Люди – жертвы.

Как же мы дошли до такого? Не знаю. Один другого вовлекает, и получается порочный круг. Если поискать причину, то даже те, кого ты пытаешься обвинить, сами оказываются жертвами, и ты их жалеешь, потому что их тоже кто-то вовлек.

Я хочу поругать какую-то девушку за ее вызывающий вид, а она поворачивается и говорит мне:

– А чем я виновата? Когда я была скромной, на меня никто не обращал внимания, не придавал мне значения.

Тогда мне хочется отругать тех, кто не обращал на нее внимания, и сказать: а почему же вы не замечали ее? Это ты ее подтолкнул к тому, чтобы она сделала с собой такое. Она и теперь та же самая, но сейчас ты ее считаешь красивой и прелестной. А это не красота. Это непристойность, хаос, это нахальство.

Попробовал я поругать девушку, а она меня обезоружила. Не найти тут конца и края, кто виноват. Это порочный круг. Но мы, те, кто в Церкви, христиане, будем молиться словами святителя Григория Паламы: «Господи, просвети тьму мою!»

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова

Православен свят

Источник: pravoslavie.ru