Цитата дня

 «Лучше избыток доверия, нежели избыток подозрения. Ибо лишнее доверие — моя ошибка, а лишнее подозрение — обида ближнему» (святитель Филарет (Дроздов))

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Посвящается Андерсену
Артем Перлик

Наш мир устроен Господом так, что Он всегда приходит на помощь, но не сразу, не вначале.mak29

Прежде чем Бог всему даст неожиданный оборот, Он предоставляет человеку несколько часов, дней, недель, месяцев на подвиг надежды, когда по человеческой логике кажется, что всё должно дальше быть плохо, а всё оказывается хорошо. Это и есть закон сказки, который действует даже в мелочах.

Одна студентка обратилась к служителю церкви, чтобы тот утешил её. У неё муж мало зарабатывал, сама она была склонна видеть малые проблемы как горы, а тут ещё и порвались зимние сапоги. И она устроила истерику, кричала и плакала, что Бог от неё отвернулся и ни в чём ей не помогает. Служитель утешил её. А на следующий день она позвонила счастливая и сказала, что тётя, (ничего не знавшая о её проблеме) утром подарила ей хорошие зимние сапоги. И это один из примеров того, как Господь обращает всю жизнь в сказку.

Одно из свойств сказки – освобождать героев от материальных забот. Андерсен в этом смысле – подлинный герой сказки, потому что его жизнь протекает вне какой бы то ни было мысли о земном стяжании. Подобно евангельским детям, он не заботится о деньгах ни в пору бедности, ни в пору благополучия. Бог каждый раз посылает сказочнику всё необходимое и ограждает от бесполезного. Так ещё раз исполняются слова Христа о том, что человеку, ищущему Небо, прилагается Небом всё необходимое и на земле.

Один из уроков сказок Андерсена – вещи оцениваются не в рыночном эквиваленте, но в категориях эстетики и добра. Хлеб ценен не потому, что он твой, а потому, что им можно накормить голодного. Твоё то – что ты отдал, потому, что именно это приносит радость. Да и ценность денег лишь в том, что их можно истратить на чьё-то счастье.

Секрет притягательности Андерсена в том, что так редко встречается в нашем мире – в праведности. Вудхаус писал, что райский житель на земле выглядит несуразно для деловых и почтенных современников. Но проходит время, и в истории остаётся один только взгляд добрых. И видеть человека таким, каким он задуман Небом, – это самое великое чудо и самая чудесная сказка.

Сказки Андерсена ещё и о том, что наша жизнь есть дар, и единственный способ правильно к ней отнестись – это дарить в ответ. Дарить себя и всё своё. Вне этого желания праведной души дарить и отдавать Андерсен не может быть понят.

Когда душа человека приближается к чистоте, то он осознаёт сердцем те истины, которые проповедует православное богословие, даже если он не является православным. Это говорит о единстве постижения человеком реальности мира духовного, об ощущении благого Бога.

«Истина причиняет боль всему, что призрачно», – так писал Клайв Льюис в «Расторжении брака». Именно этим объясняются нападки критиков на Андерсена – Солнце правды, явленное в человеке, всегда жжет совесть тех, кто привык за свою мнимую праведность получать уважение и зарплату. А такие люди есть и в религии, и в литературе.

Истина радует тех, кто взыскует перемен, но она страшит тех, кто не хочет ради этой перемены покаяться. Такой человек желает всеми силами дискредитировать увиденную красоту и пускает для этого в ход и служебное положение, и свой малый, но вёрткий разум. История платит этим людям тем, что не сохраняет их имён, в то время как Бог бережно хранит всех служащих добру.

В дни жизни Андерсена начинал набирать силу тот процесс, который сейчас весьма усилился – человеку скучно жить, его день делится между неприятной ему работой и примитивно унылыми развлечениями, приписанными ему маркетологами.

Льюис говорил, что не изобретает новое, а напоминает о старом. И Андерсен напоминал миру древнюю, забытую истину – жить поразительно интересно. Но – только тогда, когда живёшь для других. Чем больше мы живём для других, тем светлее, полнее, красочнее наша жизнь. Потому добрые герои Андерсена – служители. Герда, Русалочка – все они стараются не увеличивать капитал, а принести радость в жизнь близких. И в духовном мире действует тот же закон – мы обретаем Бога по мере нашей жизни для других. Доброе сердце Андерсена это инстинктивно чувствовало.

Андерсеновские сказки помогали увидеть мир детски, благодатно, то есть верно. Святой Иустин Сербский говорил, что если бы нас вели в Царство Небесное дети, то мы давно уже были бы там. Потому что именно ребёнок желает всегда быть с родителем, с Отцом Небесным.

И Андерсен видел, что в его книгах нуждаются взрослые, а не только дети, поэтому всегда был против того, чтоб его называли детским писателем. Его сказки не для взрослых или детей, они для людей, для пробуждения в человеке евангельского ребёнка, который видит весь мир в лучах славы Господней.

Сказочник открывает другим мир как сказку. И это видение оказывается адекватным бытию, ведь наш мир – хороший и ни на секунду не оставленный Высшим Промыслом. В таком взгляде сами страдания становятся частью пути, а путь – живой сказкой.

Почему же тогда для большинства мир уродлив? Всё дело в приобщении к благодати. Бог изливает Себя на бытие, и каждый чувствует, что жизнь есть блаженство.

И чем является та детскость, которая открывает ворота в сказку? Она есть праведность, позволяющая видеть всю землю и жизнь в благодати, как великий повод для ликования.

Однажды отцу маленького Андерсена некая помещица предложила работу. Вся семья молилась, ведь после пробного заказа их должны были взять в поместье. Но заказчице башмаки не понравились. «Все мы горько плакали, а между тем – казалось мне, – что бы стоило Богу исполнить наше желание! Но исполни Он его, я сделался бы крестьянином, и вся моя жизнь сложилась бы иначе» («Сказка моей жизни»).

Так Андерсен ощущал ту истину, которая меньше всего понимаема людьми – Бог не допускает нам никакой боли, из которой не извлекает для нас много радости, и всё происходящее с нами глубоко не случайно.

В первые годы своего пребывания в Копенгагене Андерсен ищет своё призвание: он пробует себя и в качестве певца, и актёра, и танцора. Он делает попытки учить латынь, изучать языки. И везде ему в конце концов говорят, что из него ничего не получится. Но все эти мытарства в итоге оказываются частью того пути, который Бог приготовил лично ему и на котором он сможет умножить красоту и добро. То же бывает и со всеми, чья конечная цель не заработок, а умножение света.

И другое, что мы можем понять из этого, – период поиска есть одновременно и период роста тех добродетелей и талантов, которые составляют часть нашей неповторимости. Ведь и Андерсен был совсем молод по приезде в Копенгаген (14 лет), и сказки он стал писать далеко не сразу.

В ответ на боль, причинённую ему людьми, Андерсен со святоотеческой мудростью сердца благодарил Бога, потому что чувствовал: всё в его жизни – и хорошее, и трудное – есть дело любви Господней. И всё в конечном итоге ведёт к ещё большей красоте сердца, большему приобщению к Богу, Который скажет однажды: «Добрый и верный сын! Молодец!».

Можно сказать, что Андерсена вдохновляло это предчувствие ребёнка и доброго человека, знающего, что никакое добро на земле не останется без награды, потому что последнее слово в каждой истории добрых говорит только Бог.

Источник: Правлайф

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi