Страница 7 из 103
14. Вместе с тем Господь позволил все это замечать, чтобы благодаря рождению наблюдалось время, а также наблюдался бы законный переход из рождения в возрождение, дабы правильно употреблялся дар сей, каковым является время. Вот и сыны Израилевы вовремя оставили Египет и, окутанные облаком, перешли через море, как сказал Апостол: не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море (1 Кор. 10, 1), и в это время ежегодно празднуется Пасха Господа нашего Иисуса Христа, это — переход душ от грехов к добродетели, от произволений тела к трезвению ума, от лукавой и беспутной закваски к искренности и честности. Итак, о времени возрождения говорится: месяц сей да будет у вас началом месяцев. Ведь Моисей пренебрег фараоном, отказался от того, чтобы признать фараона главой мира сего, говоря: «Отрицаюсь от тебя, диавол, и ангелов твоих, и дел твоих, и повелений твоих», и уже не повинуется ему, не повинуется велениям тленного сего тела и не поддается ошибкам искаженного ума, погруженного, подобно свинцу, во всякое зло, он не хочет проходить стопами века сего, но справа и слева укрепляется добрыми делами. И посему в Книге Чисел говорится: Первый из народов Амалик, но конец его — гибель. (Числ. 24, 20). И как бы то ни было, Амалик не из всех народов первый, однако через притчу под царем Амаликом подразумеваются враги, враги же суть безбожники и неверные, кому сказал Господь Отец ваш — диавол (Ин. 8, 24): но смотри, мы не должны знаться с тем началом мира сего, которое диктует народам, чей конец — гибель, свою волк).
15. Ведь Сам Господь есть начало той тайны; что: Я — первый и последний, Начало и Конец (Откр. 1, 8). И в Евангелии Господь ответил тем, кто спрашивал Его — Кто Он есть: Начало, о котором Я постоянно говорю вам (Ин. 8, 25). Воистину, Вторая Божественная Ипостась есть и начало и конец всего, потому что до Него никого не было и после Него никого не будет: согласно Соломону, Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони (Притч. 8, 22), чтобы через Него Самого познал бы род человеческий — как ходить путями Божьими и дивные Господни дела. Итак, во Христе есть то самое начало, во Христе Бог сотворил небо и землю, ибо через Него Самого все сотворено и без Него не сотворено ничесоже. В Нем Самом была жизнь того, что сотворено, поскольку в Нем Самом все имело свое основание. И Сам Он — Перворожден прежде всей твари и Свят Он не как святы все первенцы, как, например, первенец Израиля Он свят не потому, что прежде всех, но потому, что все остальное не свято. Господь свят превыше всего творения и превыше всех тех, кто носит тело, потому что только один Он без греха, вся же тварь подвержена лжи.
16. Ведь мы в состоянии осмыслить: в начале сотворил Бог небо и землю; то есть, сотворил прежде времени; ибо начало жизни еще не жизнь, и начало дома еще не дом. Наконец, сказано иначе: «ev кефосАшоу», что означает— Господь сотворил и исполнил все деяния Свои вскорости и в краткий миг. Итак, Его деяние получило начало не сообразно со временем, но прежде времени, как мы сказали бы на латыни, но «кои КЕфосАшсо» это — сущность деяния, совокупность видимого, небо же и земля —: не единственные видимые принадлежности мира. Небо и земля — так же признак вещей невидимых, признак некоего предмета, который вида не имеет, как проповедано об этом: небеса возвещают слову Божию и дела рук Его возвещает твердь (Пс. 18, 1). Так же и в другие слова вложен тот же смысл: потому что невидимое Его... через рассматривание творений видимо (Рим. 1, 20). Итак, мы с легкостью познаем Бога как Создателя ангелов, сил и господств, Кто повеления Свои в мгновение ока исполнил и столь великолепный мир из несущих привел в бытие. И то, чего не было, получило свое основание не от чьих-либо установлений или каких-либо иных вещей.