Страница 9 из 103
Глава шестая
Четыре элемента, из которых состоят всяческая: они сотворены в составе неба и земли. О качестве природы небес и о положении земли; о том, как по-разному рассуждали философы о природе небес; сими рассуждениями они пренебрегают Божьими уставами и ослушиваются Бога.
20. Итак, в начале времени сотворил Бог небо и землю. Время же — от мира сего, но не до мира: день же — часть времени, но не времени начало. B хотя в ходе бесед мы смогли бы добавив —-почему в первый день сотворил Бог и ночь, ибо день и ночь — суть чередование времен, и во второй день дал утверждение творению, поскольку разделил воду, что под небом, и воду, что превыше неба: однако, для нынешнего разговора нам достаточно того, что: «В начале сотворил Бог небо и землю», ибо сим обозначена причина рождения, а основание рождения означено тем, что сотворена земля. В сих же сотворены и четыре элемента, из которых состоят всяческая мира сего. Четыре элемента — это воздух, вода, огонь и земля, они же пребывают во всем в смешанном состоянии. И ведь в земле ты найдешь огонь, который из камней и железа почти постоянно бывает исторгаем,и в небе найдешь его, когда сияет небо от блеска звезд и бывает огненным; вода может быть замечена, когда находится она превыше небес или с высочайшего места стекает на землю, зачастую обильным ливнем: Если бы мы смогли заключить что-либо сверх того, и сие послужило бы к назиданию Церкви, то мы непременно рассмотрели бы это. Но поскольку сии труждания бесплодны» то мы направим души наши к Тому, в Ком совершенная и вечная жизнь.
21. Итак, о качестве и сущности неба нам достаточно того, что мы найдем в написанном у Исайи: он в немногих словах выразил суть небесной природы, сказав, что: «Он утвердил небо, яко дым» (Ис. 51, 6), чем провозгласил природу неба тонкою и не грубою. И об образе неба и о утверждении его у Иоайи же в избытке сказано: «Сотворил Бог небо, яко камару» (Ис. 40, 22), ибо ниже неба находится всяк ходящий. Подобным же образом обозначено то, что еще сказано: «Ибо растянул Господь небеса» (Ис.34,4) и растянуты небеса как кожа на жилищах или развернуты подобно книге, дабы записать в нее множество святых имен, тех, кто заслужил милость Христа верой в Него и преданностью Ему. Им и было сказано: «Радуйтесь, ибо имена ваши записаны на небесах» (Лк. 10, 20).
22. Трактовать образ будущего из сущности и расположения земли и вовсе бесполезно и довольно было сказано у Премудрости, которая выразила в Писании словеса Божий, что: «Подвесил Господь землю ни на чем» (Иов. 24, 7). Зачем же нам спорить — в воздухе ли висит земля или поверх воды находится, чтобы потом появилось опровержение сему, ибо природа воздуха тонка и тиховеюща, как он может поддерживать тяжелое? Или же как, будучи поверх вод, не уходят ко дну тяжелые глыбы земель? Или же как земля не покоряется морской волне и как море, волнуясь, не затопляет собою пространства земли? Многими утверждалось, что земля находится посреди воздуха и из-за своей рыхлости пребывает неподвижною или же имеет вследствие оной рыхлости склонность к равномерному движению. Мы же думаем, что об этом предостаточно сказал Бог Иову в словесах своих, говоря ему из облака: «Где был ты, когда полагал Я основания земли? Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь?» (Иов. 38, 4-5) и пониже: «Кто затворил море воротами, когда оно исторглось и вышло как бы из чрева? Когда я сделал облака одеянием его и мрак пеленами его? И утвердил ему Мое определение и поставил запоры и ворота. И сказал: «доселе дойдешь и не прейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим» (Иов. 38, 8-11). Неужели не явно открыл Господь вся чудеса Свои, чтобы нам рассуждать о количестве, массе и объеме?