Цитата дня

«Получивший благодать считает себя хуже всех грешников. И такая мысль естественна для него. Чем глубже человек познает Бога, тем больше считает себя невеждой, и чем больше учится, тем больше почитает себя ничего не знающим. Помогающая ему благодать внушает ему такой образ мыслей, как естественный» (Макарий Великий)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Глава шестая 

Четыре элемента, из которых состоят всяческая: они сотворены в составе неба и земли. О качестве природы небес и о положении земли; о том, как по-разному рассуждали философы о природе небес; сими рассуждениями они пренебрегают Божьими уставами и ослушиваются Бога.

20. Итак, в начале времени сотворил Бог небо и землю. Время же — от мира сего, но не до мира: день же — часть времени, но не времени начало. B хотя в ходе бесед мы смогли бы добавив —-почему в первый день сотворил Бог и ночь, ибо день и ночь — суть чередование времен, и во второй день дал утверждение творению, поскольку разделил воду, что под небом, и воду, что превыше неба: однако, для нынешнего разговора нам достаточно того, что: «В начале сотворил Бог небо и землю», ибо сим обозначена причина рождения, а основание рождения означено тем, что сотворена земля. В сих же сотворены и четыре элемента, из которых состоят всяческая мира сего. Четыре элемента — это воздух, вода, огонь и земля, они же пребывают во всем в смешанном состоянии. И ведь в земле ты найдешь огонь, который из камней и железа почти постоянно бывает исторгаем,и в небе найдешь его, когда сияет небо от блеска звезд и бывает огненным; вода может быть замечена, когда находится она превыше небес или с высочайшего места стекает на землю, зачастую обильным ливнем: Если бы мы смогли заключить что-либо сверх того, и сие послужило бы к назиданию Церкви, то мы непременно рассмотрели бы это. Но поскольку сии труждания бесплодны» то мы направим души наши к Тому, в Ком совершенная и вечная жизнь. 

21. Итак, о качестве и сущности неба нам достаточно того, что мы найдем в написанном у Исайи: он в немногих словах выразил суть небесной природы, сказав, что: «Он утвердил небо, яко дым» (Ис. 51, 6), чем провозгласил природу неба тонкою и не грубою. И об образе неба и о утверждении его у Иоайи же в избытке сказано: «Сотворил Бог небо, яко камару» (Ис. 40, 22), ибо ниже неба находится всяк ходящий. Подобным же образом обозначено то, что еще сказано: «Ибо растянул Господь небеса» (Ис.34,4) и растянуты небеса как кожа на жилищах или развернуты подобно книге, дабы записать в нее множество святых имен, тех, кто заслужил милость Христа верой в Него и преданностью Ему. Им и было сказано: «Радуйтесь, ибо имена ваши записаны на небесах» (Лк. 10, 20).

22. Трактовать образ будущего из сущности и расположения земли и вовсе бесполезно и довольно было сказано у Премудрости, которая выразила в Писании словеса Божий, что: «Подвесил Господь землю ни на чем» (Иов. 24, 7). Зачем же нам спорить — в воздухе ли висит земля или поверх воды находится, чтобы потом появилось опровержение сему, ибо природа воздуха тонка и тиховеюща, как он может поддерживать тяжелое? Или же как, будучи поверх вод, не уходят ко дну тяжелые глыбы земель? Или же как земля не покоряется морской волне и как море, волнуясь, не затопляет собою пространства земли? Многими утверждалось, что земля находится посреди воздуха и из-за своей рыхлости пребывает неподвижною или же имеет вследствие оной рыхлости склонность к равномерному движению. Мы же думаем, что об этом предостаточно сказал Бог Иову в словесах своих, говоря ему из облака: «Где был ты, когда полагал Я основания земли? Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь?» (Иов. 38, 4-5) и пониже: «Кто затворил море воротами, когда оно исторглось и вышло как бы из чрева? Когда я сделал облака одеянием его и мрак пеленами его? И утвердил ему Мое определение и поставил запоры и ворота. И сказал: «доселе дойдешь и не прейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим» (Иов. 38, 8-11). Неужели не явно открыл Господь вся чудеса Свои, чтобы нам рассуждать о количестве, массе и объеме?