Цитата дня

К Сисою Великому пришел один брат и говорит: "Отче, я пал". — "Встань". — "Встал, опять пал". — "Еще встань". — "До каких же пор?" — "До смерти"

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

  Слово на Преображение  Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

preobragenie_gospodneКакой пресветлый праздник, дорогие братья и сестры, мы сегодня празднуем? Скажете: празднуем Преображение Христово. Как же и для чего преобразился Христос? Слушайте, как повествует об этом св. Евангелист Матфей: «В один из дней Своего Божественного пребывания на земле, Господь взял отдельно трех избранных учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился перед ними; и просияло лицо Его как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с ним беседующие.

При этом Петр сказал Иисусу: хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: одну Тебе, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се облако светлое осенило их, и был голос из облака глаголющий: сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус приступив коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Подняв же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф.17, 2-9).

Для чего же столь страшно, величественно и Божественно преобразился Господь? Во-первых, для того, чтобы показать сокрытую под человеческой плотью молнию Своего вечного Божества, неприступный свет Свой; во-вторых, для того, чтобы явить светлость второго страшного пришествия Своего во славе Отца Своего; в-третьих, чтобы показать светлость будущей славы на небесах всех истинно верующих в Господа и преданных Ему всем сердцем; в-четвертых, для того, чтобы утвердить учеников в вере в Его вечное Божество, чтобы они не усумнились в Нем, когда увидят Его в поношении, уничижении и страданиях, по плоти страждущим на кресте за грехи рода человеческого; в-пятых, преобразился Господь во славе и повелел быть при Себе в славном Своем преображении пророкам Моисею и Илии также для того, чтобы возвестить общее всех людей воскресение из мертвых для будущего суда. Для того из мертвых явился Моисей и неумиравший пророк Илия, взятый живым как бы на небо на огненной колеснице. Вот для чего преобразился Христос перед тремя избранными учениками. Они должны были свидетельствовать о том всему миру по воскресении Христа из мертвых.
А какой поучительный урок дает нам праздник Преображения Господня? Не нужно ли преобразиться, перемениться и нам всем? Не нужна ли для нас перемена от худшего к лучшему; от греха – к правде и святости; от нашего нерадения и холодности к Богу – к горячему покаянию и слезам; от равнодушия к вере святой – к горячности веры и любви к Богу; от рассеянности и невнимания к себе – к строгой вдумчивости в свое душевное состояние? Не нужно ли нам скорее отложить свои мрачные, греховные страсти, приковывающие наши сердца к земле и удаляющие нас от Бога; излишнее попечение о плоти – о ее удовольствиях, украшениях, привычках и наклонностях; и не нужно ли нам приобрести навык и привычку ко всякой добродетели, о чем мы так мало печемся, между тем как это есть единое нам на потребу?
Преобразимся же и мы внутренне, во славу Господа, и будем упражняться непрестанно в покаянии, в отложении своих грехов и в украшении душ своих всякими видами добрых дел. Это будет для Господа самым угодным празднованием Его славного Преображения. Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов :

Хотя апостол Петр исповедал Иисуса Христом, Мессией, он и другие ученики еще былиpreobragenie_gospodne_rublev далеки от понимания, что обетованный Мессия должен быть не только Царем от семени Давидова, но также страждущим слугой, Который примет позорную смерть. Для Петра эта мысль была столь невыносимой, столь несовместимой со всем, что он знал о Христе, что он стал выговаривать Господу за то, что Он открыл ее, и получил от Господа потрясающей суровости отпор, в котором Господь совершенно недвусмысленно определил, что всякая попытка заставить Его уклониться от служения, страданий и смерти исходит из ада, имеет своим источником князя тьмы. Более того, Господь говорит не только о том, что Он должен умереть, но также о том, что всякий, кто хочет быть Его истинным последователем, должен следовать тем же путем. Во времена земной жизни Христа распятие было смертью, предназначенной для рабов, закоренелых преступников и изменников. Никакой римский гражданин не мог быть распят без особой санкции кесаря. Крест был повсеместно знаком позора, пытки и смерти, и когда Христос говорил, что его последователи должны нести с собою по жизни это орудие казни, это вызывало у Его учеников ужас и протест. Говоря о кресте, Христос не имел в виду, что всякое малейшее затруднение, с которым мы сталкиваемся, – это крест. Он говорил прежде всего о том, что мы должны умереть для себя. Это самое трудное, это страшнее всех страданий, и кажется невозможным для человека. Сейчас, как и тогда, многие приходят ко Христу с тем, чтобы Он исполнил все их нужды и желания, но Господь оказывается Мессией, Который требует умереть позорной и мучительный смертью для себя, для собственных интересов. Чтобы осуществить себя, надо отвергнуться себя, идя за Христом.

И Господь показывает нам сегодня, что это значит – исповедание Его Мессией и следование за Ним; что значит осуществление человеком себя через самоотвержение. Лицо Его сияет, потому-что Он преобразился перед тремя Своими учениками. Он явил славу Свою, которую Он имел «прежде, чем мир был», как говорит апостол Иоанн Богослов. И тогда они увидели, что нет никого, кроме Иисуса. Господь был центром Божественным, из которого исходили все лучи, и Он бесконечно превосходит Моисея и Илию – Закон и пророков, хотя связан с ними. Ученикам открылось, что заповедь о любви, на которой, как говорит Господь, «висят весь Закон и пророки», не просто самая совершенная нравственность, а жизнь Божественная, без которой человек не может стать человеком, и ради достижения которой он желает радостно умереть для себя, для тьмы, заключенной в каждом грехе, и в себялюбии, заключающем тьму всех грехов, вместе взятых. Это Его, Христова любовь, просияла на горе Фаворской, Он первый возлюбил нас до ужаса креста, до ада.
Преображение было не столько ради Господа, сколько ради Его учеников – Он преобразился пред ними, и голос с небес говорил им. Если они не до конца поняли Его тогда, тем не менее, это был решающий момент в раскрытии для них тайны Бога и тайны человека, и хотя они должны были молчать об этом, пока не наступит через крестную смерть Его Воскресение, это является навсегда для них основанием благовестия о радости, которая будет всему миру, о которой они возвещают, «быв очевидцами Его величия».

Этот праздник мы празднуем, чтобы вера наша не была половинчатой, чтобы слыша апостола Петра: «Господи, хорошо нам здесь быть!» – мы не забывали, что такое хорошо и что такое плохо, чтобы, видя этот свет, различали всегда белое от черного. Никогда еще не было в мире так плохо, никогда еще не было так темно, как теперь. Как стремительно темнеет вокруг! С каждым годом мы все более реально видим, как мир лежит во зле, и какая тьма сгущается в мире. Но «свет во тьме светит», и никакая тьма не может объять его. Солнце правды, Христос, сияет, как прежде, во мраке нашей жизни, и посылая нам сегодня, как из райского сада, сладость плодов земных, говорит нам о том, что мир должен быть преображен любовью, которой никто из нас сам по себе не имеет и которую Он предлагает нам. И мы понимаем, что гора Преображения всегда сладостней, чем каждодневное служение, чем крест.
Но гора Преображения дается лишь для того, чтобы дать нам силы для каждодневного служения, чтобы сделать нас способными идти путем креста. Это сияние, которым Господь хочет обтечь весь мир. Святая Церковь говорит нам, что несоизмерима нынешняя скорбь и вечная слава. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в преизбытке вечную славу. Ибо нынешние временные страдания ничего не стоят по сравнению с той славой, которая откроется в нас, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним прославиться.