Цитата дня

Земная жизнь христианина растворена утешениями и искушениями. Так устроил Промысл Божий. Утешения поддерживают на пути Божием, а искушения умудряют(Святитель Игнатий Брянчанинов)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Слово в день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Епископ Тихон (Шевкунов)

deti_u_pristola_arx_M_mВо имя Отца, Сына и Святого Духа!
О мире бесплотных духовных существ нам рассказывают Священное Писание, Предание Церкви, богослужения. Но кто и какой он – наш Ангел Хранитель, об этом мы, обычные люди, в доступной для нас полноте сможем узнать лишь тогда, когда наша душа, расставшись с телом, сама перейдет в иной, духовный, мир, когда для нее откроется то зрение, которое сейчас закрыто непроницаемой завесой нашей плоти.

Но все же, о мире Ангелов нам дано знать не так уж и мало. Например, учение святых отцов о человеческой мысли. Как, откуда она возникает? Нам обычно представляется очевидным, что всякая наша мысль – это продукт собственного человеческого разума. А вот Церковь учит иначе: великие православные подвижники, которые аскетическим подвигом проникали в тайны и законы духовного мира, утверждают, что мысль у человека возникает трояко. Конечно, она может быть рождена в сознании самого человека. Но мысль может возникнуть и по-другому: она может быть извне привнесена нам в сознание. А вот принять или не принять приходящую мысль – это уже зависит полностью от нас. Святые отцы учат, что одни помыслы, пришедшие к нам из таинственного для нас духовного мира, могут исходить из Божественных сфер, от Бога, от святых, которые пекутся о нашем спасении, от нашего Ангела Хранителя, а другие могут быть внушены дьяволом, древним падшим духом-разрушителем, восставшим на Бога и яростно ненавидящим человеческий род.

Итак, те, кто не знакомы со святоотеческим учением о различении духов, обычно воспринимают любую мысль как свою собственную. И не задумываются над тем, что мысль всегда предшествует делу, подвигает нас на поступки. А помыслы и следующие за ними поступки могут быть как правильными, добрыми, созидательными, так и трагическими – разрушительными и саморазрушительными. Вот почему нам, православным христианам, жизненно необходимо знать учение святых отцов о различение духов.

Как же распознать мысль, пришедшую к нам из ангельского, Божественного, исполненного любви к человеку мира, от мысли, даже кажущейся очень доброй и увлекательной, но внушаемой врагом?

Если коротко подытожить учение святых отцов и их советы относительно различения помыслов, то можно сказать, что помыслы, которые приходят от Бога, вызывают в душе человека совершенно ясные, определенные чувства: мир, надежду на Промысл Божий, ненарочитое искреннее смирение, как чувство совершенно противоположное гордыни, покаяние и самоосуждение, то есть осознание всей той неправды, которую мы принесли в мир, и вместе с этим полное отсутствие смущения, уныния и отчаяния.

Помыслы же, приходящие от демонов, напротив, исполняют душу смущением, самопревозношением, уничижением других, самодовольством, и стремлению ко греху, а также свойственными демонам качествами – унынием, безнадежностью, отчаянием. Необходимо отметить, что в деле различения помыслов нельзя полагаться только на самого себя. Незаменимым в важных жизненных решениях будет совет с опытным духовником и, конечно же, самое внимательное изучение наследия святых отцов Православной Церкви.

«Как бы ни казались благовидны и достоверны приходящие помышления, – пишет преподобный Амвросий Оптинский, – но если они приводят в смущение, то явный признак, что они с противной стороны, и по Евангельскому слову называются волками в овчих кожах. Правильные помышления и рассуждения успокаивают душу, а не возмущают».

А вот что говорят о том же преподобные Варсонуфий Великий и Макарий Египетский:

«Знай, брат, что всякий помысел, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостию; все же вражеское бывает со смущением и мятежом. Хотя (бесы) и показываются облеченными во одежду овчую, но будучи внутренне волками хищными, обнаруживаются посредством наводимого ими смущения: ибо сказано от плод их познаете их».

«Хотя, по Апостолу, сатана и преобразуется во Ангела Светлого, чтобы обольстить человека; но если бы и представлял светлые видения, то благого действия, как сказано, отнюдь подать не может, что и служит ясным его признаком. Он не может преподать ни любви к Богу и ближнему, ни кротости, ни смирения, ни радости, ни мира, ни обуздания помыслов, ни ненависти к миру, ни спокойствия духовного, ни вожделения небесных даров, ниже может укрощать страсти и похоти, что – явное действие благодати, ибо сказано: Плод духовный есть любы, радость, мир и прочее. Напротив того, он удобно может сообщить человеку гордость и высокоумие, как очень способный к этому».

Но Ангелы Хранители не только внушают нам благие помыслы к вечному спасению, они действительно охраняют нас в житейских обстоятельствах. Слово «Хранитель» – совсем не аллегория, это драгоценный опыт многих поколений христиан.

Недаром, например, в молитвах о путешествующих, Церковь призывает нас просить у Господа особого попечения о нас Ангела Хранителя: «Путь и истина сый, Христе, спутника Ангела Твоего рабом Твоим ныне, якоже Товии иногда, посли сохраняюща...». Да и правда, где как ни в путешествиях, исполненных порой непредвиденными опасностями, необходимо нам особое попечение Божие.