Цитата дня

«Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проповедь в день памяти святителя Иоанна Златоустого

"Блаженны изгнанные за правду, яко тех есть Царство Небесное"

ioan_zlatoust_Эти слова Нагорной проповеди Спасителя, которые мы слышали в начале Литургии, как нельзя лучше характеризуют подвиг вспоминаемого сегодня угодника Божия - святителя Иоанна Златоуста. Его память совершается Святой Церковью несколько раз в году: в день преставления (26 ноября), 9 февраля - в день перенесения мощей, и в январе, когда совершается служба каждому из трех великих учителей церкви отдельности, а потом соборно всем вместе.

Такое распределение не случайно. Церковное предание повествует, что когда в XI веке среди христиан возникли споры: какой из трех святителей ближе к Богу, то константинопольскому митрополиту предстали в дивном видении все три святителя и сказали: «Мы равны перед Богом, установи нам общий праздник».

Действительно, все они равны, но каждый имеет различные дарования: если Василий Великий - это, прежде всего, талантливый церковный администратор, Григорий Богослов - истолкователь самых глубоких вопросов богословия, то святитель Иоанн Златоуст - это выдающийся пастырь и проповедник.

«Златоустом» святого Иоанна назвала одна женщина, придя в восторг от его проповеди. С тех пор прошло более чем 1500 лет, но слово этой простой женщины не забылось, но навеки соединилось с именем великого учителя церкви.

Что современному христианину говорит это имя? Какие оно вызывает ассоциации? Вот сейчас мы с вами участвуем в Божественной Литургии, порядок или чин которой составлен свт. Иоанном Златоустом и носит его имя. Молитва «Верую, Господи, и исповедую...», которая будет читаться непосредственно перед причастием, также составлена им. Мы услышим тропарь святителю «Уст твоих, яко же светлость огня, воссиявши благодать ...» в самом конце Литургии, в молитвах после причастия. В состав вечерних молитв, которые ежедневно должен прочитывать каждый православный христианин, входит его удивительная молитва «Господи, не лиши мя небесных твоих благ ...», состоящая из 24 прошений по числу часов дня и ночи. Даже те кто ленится ходить в церковь каждое воскресенье, как это заповедано нам Богом, и такие, как правило бывают в храме на Пасху, тогда и они слышат в Светлую Пасхальную ночь его вдохновенное «Огласи­тельное слово» - «Аще кто благочестив и боголюбив ...». Кроме того, святитель установил за всенощным бдением антифонное пение (т.е. пение на два клироса), написал ряд молитв таинства соборования, ввел в церковную практику крестные ходы.

Литературное наследие Златоуста огромно; достаточно сказать, что оно значительно превосходит по объему писания любого из отцов Восточной церкви. Нельзя указать языка, на который не переводились бы его творения. Труды Златоуста очень рано были переведены и на славянский язык и стали любимым чтением на Руси.

Родился будущий святитель в Антиохии (современная Сирия) в 347 году, в богатой семье военачальника. Получив всестороннее образование и христианское воспитание, Иоанн поступает на службу в звании адвоката. Его образованность, красноречие и светлый ум легко могли привести Иоанна к высоким должностям, однако он вскоре решает всецело отдаться служению Одному Богу.

Уже в своем доме он начинает вести суровую подвижническую жизнь. Когда же скончалась его родители, Иоанн роздал все имение и удалился в пустыню к отшельникам. Там он принял монашество, которое называл «истинной философией». Суровым подвигам он расстроил и без того слабое своё здоровье и поневоле возвратился в Антиохию. Здесь епископ Мелетий рукоположил его в сан диакона. В день посвящения прошла болезнь Иоанна. Он принял это, как указание Божие к тому, что нужно отдать себя целиком служению Церкви. Скоро он был посвящен в сан иерея и назначен на должность проповедника. Предание сообщает, что во время рукоположения в храм влетел белый голубь и на глазах у всех сел на главу Иоанна - как символ Святаго Духа и чистоты души ставленника. Смирившись пред божественными судьбами, в своей первой проповеди будущий святитель, однако, не переставал сокрушаться, как это он «низкий и презренный юноша» (хотя ему было тогда 39 лет!), возведен на такую высоту достоинства».

С этого времени начинается славное проповедническое служение Иоанна. За необыкновенное красноречие он получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет несколько раз в неделю, а часто и каждодневно, проповедовал он слово Божие. Свои проповеди святой часто говорил наизусть, чему весьма удивлялись все жители Антиохии, так как до сего времени никто не проповедывал Слово Божие без книги или тетради. Благодаря скорописцам многие из его проповедей дошли до нас. В этот период он составил толкования на большинство книг Священного Писания, также более восьмисот бесед на отдельные библейские тексты, которым и по сей день церковь придает высочайший авторитет. Его поучения на праздники, о христианской семье, о молитве домашней и общественной, о значении храма стали классикой христианской литературы. Слушать его собирались толпы, - причём не только христиане, но даже и иудеи и язычники. Сначала они приходили просто из любопытства послушать нового проповедника, но тронутые до глубины души горячим словом Иоанна многие в корне изменяли свою жизнь. Город не представлял себя без Златоуста; во время его проповедей все бросали работу и бежали в переполненный храм. Временами, когда речь Иоанна была особенно хороша, его прерывали рукоплесканиями и шумными проявлениями восторга. Но сам Иоанн не любил этого: «Что мне в похвалах ваших, - говорил он, - тогда мне похвала, когда вы исправите вашу жизнь и обратитесь к Богу!»

Слава о Златоусте распространилась по всему Востоку и вскоре достигла Константинополя. И когда там освободилась кафедра столичного архиепископа, император, духовенство и народ единодушно избрали на это место св. Иоанна. Но как лишить антиохийцев любимого ими пастыря, не возбудив общего ропота и возмущения? Решено было прибегнуть к хитрости. Императорский чиновник пригласил Иоанна в своей колеснице посетить загородные храмы. Ничего не подозревавший Иоанн согласился, и уже потом, в пути, объявили ему императорский указ о назначении его в Константинополь; Иоанну пришлось подчиниться.

Для церкви же Константинопольской началась заря новой жизни. Призывая народ к молитве, Иоанн всячески старался восстановить богослужение во всей его красоте; особое внимание обращал он па пение: «Ничто так не возвышает душу, - писал он, - ничто с такою силою не отрывает её от земли, как священная песнь... Духовная песнь - это источник освящения, слова её очищают душу, и Святой Дух нисходит в души поющих». Он призывал всех бывать как можно чаще в церкви, где человек даже помимо его воли изменяется к лучшему. «Выходя из церкви, - говорил он, - человек никого не учит, ничего не проповедует, но спокойствие в чертах его лица, взгляд его и даже самый голос показывают, какую радость вкусил он, какое благо получил он для души своей».