Цитата дня

К Сисою Великому пришел один брат и говорит: "Отче, я пал". — "Встань". — "Встал, опять пал". — "Еще встань". — "До каких же пор?" — "До смерти"

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Получив от Сартака ярлык на великокняжеский престол, святой князь Александр вернулся в отечество – возрождать Русь из развалин. Как отец заботился он о народе – помогал людям устраиваться на пепелищах, отстраивать разрушенные города, восстанавливать храмы и монастыри. При нем жители возвратились в дома, земледельцы к плугу, священники к алтарям, – пишет историк Н. М. Карамзин. Но самым главным было не допустить нового набега, нового опустошения. В 1257 году с целью упорядочения сбора дани татары решили провести перепись населения русских княжеств. Благоверный князь Александр понимал, что необходимо подчиниться, убеждал в этом своих подданных, и перепись шла спокойно, пока дело не коснулось новгородской вольницы. Новгород взбунтовался. Чтобы не допустить грозной мести Орды, благоверный князь Александр сам подавил этот мятеж. Он лишил княжения и сослал собственного сына, примкнувшего к восставшим, казнил зачинщиков бунта. Милосердный и кроткий, благоверный князь Александр явился тут беспощадным, ибо безумные действия новгородских «свободолюбцев» являлись преступлением против родного народа. Как зеницу ока берег святой великий князь мир и порядок на Руси, и понемногу, несмотря на тяжкую дань татарам, начали восстанавливаться силы отечества нашего.

Через два года после новгородского бунта в северных княжествах вновь начались волнения, чреватые гневом Орды. Сартак правил недолго. Его преемник хан Берке, желая избавить своих людей от хлопот по сбору дани, отдал это дело на откуп «бесерменам» – купцам и ростовщикам. «Бесермены» притесняли русский народ гораздо сильнее, чем ханские баскаки. Более того, нарушая даже монгольские законы, они дерзали оскорблять православную веру. Особенное возмущение в народе вызывал оказавшийся среди «бесерменов» отступник, монах-расстрига Зосима. Не вынеся поношений от изменника, жители Ярославля убили Зосиму, от этой искры вспыхнул мятеж и прокатился по северо-русским княжествам: «бесерменов» стали убивать или изгонять повсюду. Распространялись лживые слухи, что сам благоверный великий князь Александр приказал «бить татар» и готов возглавить борьбу с Ордой. Огромного труда стоило святому великому князю смирить восстание, и вновь отправился он в ханскую ставку, чтобы предотвратить возмездие за самосуд над сборщиками дани.

То был последний земной подвиг благоверного князя Александра. Он сумел объяснить хану Берке происшедшее, умилостивить повелителя Орды и склонить его на дарование Руси прав, фактически возвращавших ей самостоятельность. К утвержденной Сартаком свободе Русской Церкви добавил Берке самоуправление по русским законам и освобождение русских воинов от участия в татарских завоевательных походах. От ига Батыева оставалась только необходимость выплаты дани.

Эти радостные вести святой князь Александр не смог сам донести до своего народа. Богатырское здоровье его надломилось под тяжким бременем служения отечеству. По пути домой он тяжко заболел и, предчувствуя кончину, принял иноческий постриг, сменив княжеское имя Александр – Защитник народа на смиренное монашеское имя Алексий, что также означает Защитник. Приняв напутствие Святыми Дарами, отошел он ко Господу, за терновый венец земного княжения увенчавшему его чистую душу венцом славы Небесной.

Да, от этой утраты содрогнулась Земля Русская. Стонали Псков и Ярославль, Суздаль и Ростов, обливался слезами Владимир, рыдал буйный Новгород. Во время земного подвига благоверного князя Александра он имел много недоброжелателей, называвших его душителем вольности, татарским угодником, – теперь эти безрассудные хулители плакали вместе со всеми. Святой великий князь не был «добреньким», он был истинно добр. Он искал не любви человеческой, но блага отечества. Он служил не страстям толпы, но делу Божию. Он сострадал горю народному – и беспощадно карал предателей, отступников, гордых «свободолюбцев». Он пламенно любил Русь – и властной рукою гнул непокорных соотечественников под ордынское ярмо, ибо иного выхода не было. Он был прославленный воин, но более славился, когда смиренно склонял колена перед ханами, предстательствуя за родную землю. Он обладал несравненным даром любви к ближнему, этот дар позволил ему завоевать благоволение ордынских властителей, чувствовавших в нем не лукавую лесть, а искреннюю любовь к себе. Святой великий князь Александр Невский явился идеалом благоверного правителя, житием своим исполнившего евангельский завет мудрости змииной и кротости голубиной.

И вот, когда зашло солнце Земли Русской, даже хулители его поняли, кого утратила Русь. Некому стало держать щит против западного коварства, преображать в милость гнев могучей Орды, смирять княжеские междоусобицы и народные смуты. Чувство беззащитности, острое чувство сиротства охватило народ, потерявший строгого, мудрого, святого своего вождя. Но не оставил благоверный князь Александр Невский народ свой, не позабыл он земную родину и в Небесном Отечестве. Когда настал Божий срок освобождения Руси, в час Куликовской битвы предивное чудо увидели иноки у его гробницы: сами собой загорелись свечи, и святой князь Александр Невский восстал из гроба, спеша на помощь своему родичу и наследнику своей славы, благоверному князю Димитрию Донскому. С той поры множество знамений и чудес было явлено от честных мощей святого благоверного князя Александра. Перед Престолом Всевышнего является он богоприятным ходатаем за русских людей – врачевателем немощных, опорой благочестивых, вдохновителем мужественных.

Дорогие во Христе братья и сестры!

Недаром повсюду в нашей епархии так горячо почитают благоверного князя Александра Невского, сумевшего в жестокое свое время любовью утвердить мост между Русью и Востоком. И насколько легче нам, нынешним, заслужить приязнь добрых среднеазиатских народов – хватило бы только в сердцах наших христианского братолюбия.

Часто из-за малодушия и маловерия начинаем мы сетовать: мол, невозможно жить по-Божьи, хранить себя в чистоте среди тревог нашего времени, мирских забот, соблазнов и скорбей. Но вот, благоверный князь Александр Невский жил в миру, среди войн и раздоров, выносил нечеловеческий груз государственных забот и одновременно являлся ревнителем церковных уставов, пламенным молитвенником, человеколюбцем и боголюбцем, чуждающимся греха и сияющим святостью. По слову жития, и в страшную годину гнева Божия возрос блаженный Александр, как вешний благоуханный цвет Земли Русской, в умилостивление прогневанного Господа и в утешение остатку людей Его на земле родной. Так да вдохновит нас благодатный пример святого князя на жизнь по духу евангельскому, дабы не рабствовали мы мирской суете, а являлись светом миру.

Твердым щитом Церкви и всего народа русского является Небесный предстатель наш святой благоверный князь Александр Невский. И ныне, в день славной памяти его, воззовем же в чаянии скорой и верной помощи: Яви тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли. Егоже моли спасти град сей, и державе сродник твоих богоугодней быти, и сыновом российским спастися. Аминь.

источник:omsk-eparhiya.ru