Цитата дня

«Душа, которая любит Бога, в Боге и в Нем одном имеет себе упокоение... На всех путях, какими ходят люди в мире, не обретают они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога» (прп. Исаак Сирин)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проповедь в Праздник Сретения Господня
Митрополит Тихон (Шевкунов)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем праздник веры, веры человека, праведного Симеона, который много-много лет с надеждой и упованием ждал, когда исполнятся слова, реченные ему через Духа Святого о пришествии в мир Спасителя, дарующему всему человечеству жизнь вечную, и ему самому, Симеону, мудрому и очень старому человеку, который утомился уже от земной жизни, даст наконец разрешение умереть, отойти в иной мир.

И увидеть не гадательно, как сквозь тусклое стекло, а явно, что жизнь прожита не бессмысленно, а со смыслом великим - вхождения в вечную жизнь, соединения с Богом; что все злое, печальное, все болезни, несправедливости, которые за долгие годы пришлось ему перенести, тоже были неслучайны, не было слепого случая, а все было промыслительно послано Богом и ему самому, и всем людям для познания того, зачем человек живет, для познания единения с Богом, для величайшего счастья и радости, которые уготовал Бог любящим Его. Такая вера, конечно, не терпит ни суеты, ни малодушия, ни уныния, ни отчаяния.

Чего только не было, даже если посмотреть на последние годы жизни святого праведного Симеона, вокруг него. Первосвященники, фарисеи, совершенно извратившие веру, извратившие путь Божий, и саддукеи, которые просто были неверующими людьми, не веровали в Господа, атеисты - и все это видел старец Симеон, и вера его не поколебалась. Его народ был порабощен язычниками, страна разделена на четыре части, люди, избранные тогда, которые должны были, по слову пророков, ждать Спасителя миру, Спасителя от зла, от грехов, от вечной смерти, ждали по сути какого-то бунтовщика, политического деятеля, который восстановил бы былую славу и могущество Израиля. Почти не осталось никого, кто истинно чаял истинного Мессию, но и это всеобщее помутнение умов не поколебало веры святого праведного Симеона. Почему? В Евангелии говорится об этом.

Потому что Дух Божий был с ним, он жил с Богом. Еще до сретения, до встречи с Воплотившимся Богом Господом Иисусом Христом он предстоял перед Богом, подобно древним ветхозаветным пророкам, подобно пророку Еноху, о котором сказано в Писании, что он ходил пред Богом, и это вменилось ему в праведность, и он живым был взят на небо.

А вокруг него, и мы к этому, Бог даст, еще вернемся, вера и общение с Живым Богом была заменена фарисеями на религиозную идеологию. Общение с Богом все дальше и дальше отходило от людей, даже когда Воплотившийся Бог Сам пришел на землю для того, чтобы возродить это живое общение с Живым Богом, то для так называемой религиозной идеологии, в которую уверовали и которой жили фарисеи и саддукеи, Живой Бог был совершенно не нужен, и они Его распяли, хотя знали, Кто перед ними. Сегодня праздник великих обетований Божиих, сегодня праздник исполнения терпения всех верующих в Бога людей, сегодня праздник правды Божией, которая пусть не открывается сразу перед нами, но для нас же полезно, чтобы мы долготерпели с твердым упованием на Спасителя, на все то, что сказано в Священном Писании и не колебались сердцем. И не только в древние времена суета, беспорядочность мира, разного рода религиозные и политические увлечения не колебали истинно верующую душу, какова была душа старца Симеона, но и в более позднее время и в наше время.

Я приведу вам три примера, как люди перед концом своей жизни дожидались этого обещания Божия и с миром исходили из этой жизни в жизнь вечную. Отпускал их Господь из этой жизни, когда исполнял обетования Свои.

В феврале, недавно, мы вспоминали день смерти великой подвижницы, недавно умершей схимонахини Маргариты, последней дивеевской монахини. А мы все ее звали Фрося, и она себя так называла - Фрося, хотя она была схимницей и скончалась, когда ей было за 90 лет. Никогда она не кичилась своим монашеством, хотя была монахиней с 15 лет, послушницей еще того Дивеевского монастыря. Она прошла, с нашей точки зрения, тяжелейшую жизнь - лагеря, ссылки, бездомное существование, изгнание из монастыря, поругание мощей преподобного Серафима Саровского на глазах ее было, разорение Дивеевской обители, торжество безбожия. Было и более страшное - монахи и священники снимали с себя сан, говорили "Мы не веруем в Бога, если такое происходит" и уходили жить в мир. Не мы им судьи, но было и такое. А она твердо веровала в обетование своих духовных отцов и матерей, которые говорили, что снова возродится Дивеево и последняя дивеевская монахиня, одна из дивеевских послушниц, доживет до этого дня, встретит мощи преподобного Серафима Саровского, которые архиереи и дивеевские сестры на своих руках принесут в Дивеево, будут воссозданы огромные дивеевские храмы, одна из дивеевских сестер должна будет сохранить святыни, оставшиеся от преподобного Серафима - горшочек, в котором он варил сныть, траву, когда постился на дальней пустыньке, епитрахиль, поручи, рукавицы и свечку, еще дивеевскую свечу, которую последняя дивеевская монахиня возжжет перед входом в храм, когда будут вносить в дивеевский храм мощи преподобного Серафима. Конечно же, когда девочка, пятнадцатилетняя Фрося слышала эти обетования еще в начале 20-го века, конечно же, она не думала даже о том, что этой ей придется все - и сохранить, и испытать, и возжечь эту свечу, и встречать мощи преподобного Серафима. Но и за двадцать лет до своей смерти, до того, как все это свершилось, о чем я говорил, ни на секунду не сомневалась она в этих обетованиях. Казалось бы, как можно было в это поверить? Вокруг была закрытая зона, рядом из города Сарова сделали город Арзамас-16, в котором производили ядерное оружие, посторонних людей не пускали в Дивеево, разорены были все храмы Дивеевского монастыря, даже маленького приходского храма не разрешали построить. Тайно монахи приезжали в Дивеево, спрятав бороды в воротниках и шарфах, везя на груди Святые Дары, чтобы тайно на Овражной улице, невдалеке от Дивеево, где жили эти монахини, тихо причастить их и тихонечко уехать, потому что даже за это, казалось бы, в недалекие, 80-е годы хватали монахов, заключали их в тюрьмы, пусть ненадолго, не на такие сроки, как провела в тюрьме сама матушка Фрося, схимонахиня Маргарита, но все же.