Цитата дня

Как золото, когда его жгут на огне, отлагает ржавчину, так и человек, болея, очищается от грехов своих (святой Нифонт,епископ Кипрский)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Слова в день памяти святого великомученика Димитрия, Солунского чудотворца
Архимандрит Кирилл (Павлов)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие братия и сестры, мы чествуем память святого великомученика Димитрия Солунского и просим его молитв за нас пред Престолом Божиим, права предстоять перед которым он удостоился за свои доблестные подвиги в исповедании Христовой веры.

Этот дивный страстотерпец Христов подвизался в конце III века, когда против христиан было воздвигнуто страшное гонение. Он происходил от благородных и знатных родителей.

Отец его, воевода города Солуни, был тайным христианином, имевшим в своей молельне образы Христа Спасителя и Божией Матери. Христианской вере научил он и своего единственного сына, святого Димитрия, который и сохранил эту веру до самого конца своей жизни и запечатлел ее мученической кончиной.

После смерти его отца император Максимиан за благородные и мужественные качества души Димитрия поставил его самого воеводой Солуни, приказав ему при этом истреблять в своем городе христиан. Однако святой Димитрий по приезде в Солунь, напротив, дал христианам свободу и сам открыто исповедал себя христианином, о чем и было донесено царю.

По возвращении с войны Максимиан заехал в Солунь и когда узнал, что святой Димитрий действительно христианин, то снял его с должности воеводы и приказал заточить в темницу. Здесь, в темнице, страстотерпец был заколот копьями. Так за исповедание веры Христовой он принял славную мученическую кончину и отошел ко Господу. Вот краткое повествование о жизни и подвиге его.

Наше внимание, дорогие братия и сестры, привлекает читанное ныне в память славного великомученика Димитрия слово из Евангелия: Сие заповедаю вам, да любите друг друга, - говорит Господь Своим ученикам. - Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня (Ин. 15, 17-21).

Как видим, Господь заповедует Своим ученикам иметь любовь между собой и предупреждает их, что они будут преследуемы миром, будут гонимы и ненавидимы людьми, которые не знают и не принимают Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти ради нашего спасения, или отвергаются Его своим поведением; которые отрицают будущую вечную жизнь и любят только землю и здесь утверждают свое вечное жилище и в удовлетворении своих страстей полагают свою радость. Небо для них - страна чуждая, они не признают Божественных законов, а руководствуются обычаями века сего - похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской (см.: 1 Ин. 2, 16). Вот этот-то мир, прежде возненавидевший Самого Христа, возненавидит и верных Христовых последователей.

В мире скорбни будете (Ин. 16, 33), - говорит Господь. Мир и люди его ненавидят истинных последователей Христовых потому, что они не участвуют с ними в их темных, худых, злых делах. Жизнь последователя Христова не походит на жизнь миролюбцев: он бегает путей их, как нечистот, он живет для их обличения, поэтому он тяжек им и они не могут его видеть (см.: Прем. 2, 14-16). Он - терновая игла для глаз их, человек, для мира самый несносный, поэтому и бывает ненавидим миролюбцами. Ненавидит мир добрых еще и потому, что добрым людям Господь, конечно же, скорее являет Свою великую благодать, нежели нечестивым, а потому преследуют праведников из зависти, как видим это на примере многих праведных людей, таких, как патриарх Исаак, праведный Иосиф и многие другие. За то ненавидят их, что они не участвуют в области греховной тьмы, где властелином- диавол, но служат своему Господу и повинуются Его Божественному закону. И эти страдания для христиан Господь попускает ради нашей же пользы, чтобы чрез них низложить нашу самонадеянность, испытать нашу верность. Человек в счастье, в довольстве, в почести легко может надмиться и забыть Бога. Скорби же очищают душу, смиряют ее и приближают нас к Богу.

Вот в силу этих обстоятельств Господь заповедует любить друг друга, иметь взаимное общение и единение между собой. Любовь связует людей. Любовь свою мы должны распространять на всех ближних, начиная со своих родителей, родственников и кончая нашими недоброжелателями и врагами. Заповедь о любви сама по себе легкая и приятная, потому что сама по себе любовь уже есть высочайшее наслаждение. Жить в любви и согласии составляет для человека счастье и блаженство.

Любовь к ближним иногда требует от нас некоторых жертв, ибо мы по долгу призываемся служить ближним, в чем это им необходимо, помогать им. Но ведь и это доброделание ради ближнего доставляет счастье и есть самое чистое наслаждение любящего сердца. Пусть ближние наши будут и врагами нам. Бог с ними. Должно и их не только любить, но и добро творить им, и молиться за них, потому что не они против нас враждуют, а общий наш враг - диавол. Чрез любовь же ко врагам и благотворение им враг посрамляется и побеждается.

Любить ближних нетрудно, но даже приятно. Но не всегда мы ощущаем в себе такое чувство любви по отношению к другим. В нас иногда проявляются самолюбивые чувства, которые заглушают и убивают любовь к ближним. Господь, повелевая нам любить ближних наших, указывает и образец, меру этой любви. Эта мера всегда с нами, - это мы сами. Смотри каждый на себя и так же, как любишь себя, люби и ближнего твоего.

Возлюбиши ближняго своего, яко сам себе (Мк. 12, 31). Иногда эти слова бывают нам тяжелы. "Как?! - скажет наше самолюбие. - Любить других, как себя, делать их равными себе?" Да. Такова именно есть воля Божия, воля святая и праведная. Побуждения к любви к ближним мы усматриваем прежде всего в нашей природе. Не все ли мы по природе и по вере братья? Не у всех ли нас один Бог, один Спаситель, одна Святая Церковь? Не все ли мы крестились единым Крещением и от единого Хлеба и единой Чаши причащаемся? Не всем ли нам уготовано одно Небесное Царство? Не всех ли равно любит и милует Отец наш Небесный?

Одно преступное наше самолюбие хочет преимущественно пользоваться всем, а заповедь Божия, повелевающая любить ближнего, как самого себя, предписывает иметь со всеми братское единение, делать другим то же, чего желаем себе: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). И действительно, если мы посмотрим на религиозную жизнь человечества, в особенности на Христианскую Церковь, то увидим, что здесь, как нигде, требуется именно это братское единение и само понятие союза взаимного общения имеет весьма важное значение. По самому существу своему и названию Церковь есть общение, союз - высший, нравственный, духовный союз. Поэтому взаимное общение, единение, любовь суть основные начала христианской религиозной жизни.

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35), - говорил Господь в последней, прощальной беседе ученикам Своим. И действительно, живое единение, взаимная любовь и общение всегда были самыми отличительными чертами христианской жизни в лучшие времена ее развития. О первых христианах Иерусалимской Церкви Дееписатель пишет: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4, 32, 34-35). Достойно подражания это совершеннейшее единение первых христиан - единение в духе и в самой внешней жизни среди тогдашнего общества иудейского и языческого, испорченного, развращенного и грубого, где каждый заботился о своих выгодах, и все старались теснить друг друга, и потому всем было друг от друга тесно.

И после времен апостольских, в последующие века христианской истории, взаимная любовь и общение между христианами были настолько высоки, что ничего подобного в древнем языческом мире не было. Христианская Церковь скоро распространялась тогда по всем городам и странам, но в каждом городе Церковь имела сравнительно малое число последователей, окруженных со всех сторон огромным множеством неверовавших и враждебных христианству язычников. И тем не менее члены различных христианских Церквей, рассеянные по всему миру, по разным странам и племенам, постоянно преследуемые бесчисленными врагами и наветниками, были как бы членами одной семьи - братьями и сестрами, как они и называли друг друга с искренностью и в истинном значении этих слов.

В дошедших до нас пастырских посланиях того времени, пересылавшихся часто лицами, никогда в глаза друг друга не видевшими, дышит дух такой близости, искренности, взаимного доверия, взаимного участия, точно это действительно переписывались друг с другом члены одной семьи, с детства росшие вместе и издавна привыкшие делить между собою мысли и чувства, радости и горе.

Когда в той или иной Церкви возникала какая-либо нужда или горе - голод, гонение от неверных, - члены других Церквей принимали это бедствие как свое собственное и старались помогать бедствующим, чем могли. В Иерусалиме начался голод - в Антиохии спешили собрать пособие голодающим. Из Македонии христиане во времена апостольские посылали помощь и пожертвования по одну сторону моря в Палестину, а по другую сторону - в Рим.

Сами язычники удивлялись такой любви и близости между христианами, не понимая силы, которая так связывает их между собою союзом любви. И христиане своим примером добродетельной жизни преобразовывали нравственные устои существовавшего тогда мира - единственно духом веры и силою любви своей. Воистину: сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4), вера, любовью споспешествуемая.

Таким образом, любовь и взаимное общение есть основное начало и существенное свойство в развитии религиозной жизни христианства. Без этого она будет мертва, ведь только любовь дает начало всякой жизни. Поэтому и нам необходимо заботиться о стяжании любви, которая, по слову апостола Павла, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и никогда не перестает (ср.: 1 Кор. 13, 4-8). И в будущем веке она будет преобладать между членами Царства Небесного.

Да будет же пример святых мучеников и ныне чествуемого святого великомученика Димитрия, полагавших за ближних души свои, образцом истинной любви к ближним и для нас. Пусть воодушевляет нас пример их и на мужественное и спокойное перенесение скорбей в сознании, что скорби нам предлежат и что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Аминь.

1960 г

Источник:lib.eparhia-saratov.ru

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi