Цитата дня

К Сисою Великому пришел один брат и говорит: "Отче, я пал". — "Встань". — "Встал, опять пал". — "Еще встань". — "До каких же пор?" — "До смерти"

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Радость наша. Памяти  святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Митрополит Киевский  Владимир (Сабодан)

Сре­ди свя­тых угод­ни­ков, про­слав­лен­ных Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в ли­ке пре­по­доб­ных, осо­бен­ным на­род­ным по­чи­та­ни­ем вы­де­ля­ет­ся фи­гу­ра пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го. Близ­кая и род­ная она и на­шей ук­ра­ин­ской зем­ле. Имен­но с ки­ев­ских хол­мов на­ча­лось са­мо­по­зна­ние и ду­хов­ный рост это­го ве­ли­ко­го угод­ни­ка Бо­жие­го.

Пе­ред при­ня­ти­ем ре­ше­ния по­свя­тить се­бя мо­на­ше­ско­му под­ви­гу, Про­хор (так зва­ли пре­по­доб­но­го в ми­ру), с пя­тью ро­вес­ни­ка­ми на­пра­вил­ся в Кие­во-Пе­чер­скую Лав­ру на по­кло­не­ние ее свя­ты­ням и за на­став­ле­ния­ми. Ста­рец-за­твор­ник До­си­фей, ко­то­рый под­ви­зал­ся в то вре­мя в Ки­тае­вой Пус­ты­ни, что по­бли­зо­сти Лав­ры, одоб­рил на­ме­ре­ние юно­ши и ука­зал на Са­ров­скую Пус­тынь как ме­сто его мо­на­ше­ских под­ви­гов.

С дет­ст­ва из­бран­ный Бо­гом, са­ров­ский под­виж­ник без ко­ле­ба­ний и со­мне­ний вос­хо­дил из си­лы в си­лу в сво­ем уст­рем­ле­нии к ду­хов­но­му со­вер­шен­ст­ву: во­семь лет по­слуш­ни­че­ских тру­дов и во­семь лет хра­мо­во­го свя­щен­но­слу­же­ния в са­не ие­ро­диа­ко­на и ие­ро­мо­на­ха, пус­тын­но­жи­тель­ст­во и столп­ни­че­ст­во, за­твор и мол­чаль­ни­че­ст­во сме­ня­ют друг дру­га и вен­ча­ют­ся стар­че­ст­вом. Под­ви­ги, ко­то­рые в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни пре­вос­хо­дят ес­те­ст­вен­ные че­ло­ве­че­ские воз­мож­но­сти (при­мер то­му — мо­лит­ва на кам­не в те­че­ние ты­ся­чи дней и но­чей с воз­де­ты­ми ру­ка­ми), гар­мо­нич­но и с лег­ко­стью вхо­дят в жизнь свя­то­го.

Ду­хов­ное на­сле­дие пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма оп­ре­де­ли­ла при­су­щая имен­но ему тай­на жи­во­го мо­лит­вен­но­го об­ще­ния. Од­на­ко кро­ме это­го, он ос­та­вил Церк­ви еще од­но со­кро­ви­ще — ко­рот­кие, но пре­крас­ные ус­та­нов­ки, за­пи­сан­ные час­тич­но им са­мим, а час­тич­но те­ми, кто их слы­шал. Не­за­дол­го до смер­ти пра­вед­ни­ка про­изош­ла его бе­се­да с по­ме­щи­ком Мо­то­ви­ло­вым, ши­ро­ко из­вест­ная пра­во­слав­но­му чи­та­те­лю как «Бе­се­да пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го о це­ли хри­сти­ан­ской жиз­ни». Эта бе­се­да яви­лась са­мым дра­го­цен­ным вкла­дом под­виж­ни­ка в со­кро­вищ­ни­цу свя­то­оте­че­ско­го уче­ния.

Бла­го­дат­ным пло­дом под­виж­ни­че­ской жиз­ни пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го стал «дух ми­рен», ко­то­рый он счи­тал дра­го­цен­ным да­ром Бо­жи­им, а стя­жа­ние его — са­мым важ­ным де­лом в жиз­ни хри­стиа­ни­на. Го­во­ря о це­ли хри­сти­ан­ской жиз­ни со сво­им ду­хов­ным ча­дом Мо­то­ви­ло­вым, пре­по­доб­ный Се­ра­фим го­во­рил: «Ис­тин­ная цель жиз­ни на­шей хри­сти­ан­ской за­клю­ча­ет­ся в стя­жа­нии Ду­ха Свя­то­го Бо­жие­го». При этом он учил, что пост, бде­ние, мо­лит­ва, ми­ло­сты­ня и лю­бое доб­рое де­ло — это лишь спо­соб стя­жа­ния Свя­то­го Ду­ха. Пре­по­доб­ный ста­рец об­ра­щал вни­ма­ние на то, что пло­ды Свя­то­го Ду­ха при­но­сят лишь те до­б­рые де­ла, ко­то­рые де­ла­ют­ся ра­ди Хри­ста.

Имен­но стя­жа­ние Свя­то­го Ду­ха пре­по­доб­ный для яс­но­сти срав­ни­вал с мир­ским на­ко­п­ле­ни­ем де­нег, при­об­ре­те­ни­ем по­чес­тей и на­град. «На­хо­ди­те вре­мя, — го­во­рил ста­рец, — для по­лу­че­ния не­бес­ных благ че­рез зем­ные то­ва­ры. Зем­ные то­ва­ры — это доб­ро­де­те­ли, ко­то­рые де­ла­ют­ся ра­ди Хри­ста, и че­рез ко­то­рые мы по­лу­ча­ем бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха».

Наи­глав­ней­шей в де­ле при­ум­но­же­ния доб­ро­де­те­лей, как ос­нов­ных средств к стя­жа­нию Свя­то­го Ду­ха, прп. Се­ра­фим Са­ров­ский счи­тал рас­су­ди­тель­ность. Яв­ляя бла­го­дат­ные да­ры и си­лу Бо­жию лю­дям, он на­став­лял тех кто к не­му при­хо­дил, как ид­ти уз­ким пу­тем спа­се­ния. Сво­им ду­хов­ным де­тям он за­ве­щал по­слу­ша­ние, и сам был вер­ным ему до кон­ца сво­ей жиз­ни. Про­ве­дя всю свою жизнь в под­ви­гах не­по­силь­ных для дру­гих, обыч­ных лю­дей, он по­учал ид­ти свя­то­оте­че­ским так на­зы­вае­мым «цар­ским (то есть сред­ним) пу­тем»: «Боль­ше ме­ры под­ви­гов при­ни­мать не нуж­но; а ста­рать­ся, что­бы наш то­ва­рищ — на­ше те­ло — бы­ло вер­ным и спо­соб­ным к доб­ро­де­те­лям».

Са­мым глав­ным под­ви­гом и сред­ст­вом для стя­жа­ния Свя­то­го Ду­ха, пре­по­доб­ный счи­тал мо­лит­ву: «Вся­кие до­б­рые де­ла, ко­то­рые де­ла­ем Хри­ста ра­ди, да­ют бла­га Ду­ха Свя­то­го, од­на­ко... мо­лит­ва боль­ше все­го при­но­сит Ду­ха Бо­жие­го, и ее удоб­нее все­го ка­ж­до­му из нас вы­пол­нять».

Ко­гда свя­то­му стар­цу жа­ло­ва­лись на не­воз­мож­ность вы­пол­нять ус­тав­ное ке­лей­ное мо­лит­вен­ное пра­ви­ло, то он ре­ко­мен­до­вал мо­лить­ся по­сто­ян­но: и во вре­мя тру­да, и по пу­ти ку­да-то, и да­же в по­сте­ли. А ес­ли кто име­ет вре­мя, го­во­рил пре­по­доб­ный, то пусть при­сое­ди­ня­ет до это­го и дру­гие мо­лит­во­сло­вия. Для тех, кто тру­дит­ся, пре­по­доб­ный счи­тал не обя­за­тель­ным длин­ное мо­лит­вен­ное пра­ви­ло, од­на­ко при­том же стро­го на­по­ми­нал, что мо­лит­ва не долж­на быть внеш­ней, фор­маль­ной, а обя­за­тель­но быть внут­рен­ней, сер­деч­ной.

«Ду­шу обо­га­щать не­об­хо­ди­мо Сло­вом Бо­жи­им. Боль­ше же всего не­об­хо­ди­мо как мож­но ча­ще чи­тать Но­вый За­вет и Псал­тырь. От это­го бы­ва­ет про­свет­ле­ние в уме, ко­то­рый из­ме­ня­ет­ся из­ме­не­ни­ем Бо­же­ст­вен­ным» — на­став­лял свя­той Са­ров­ский под­виж­ник, ко­то­рый и сам про­чи­ты­вал весь Но­вый За­вет в те­че­ние не­де­ли.

Пре­по­доб­ный Се­ра­фим го­во­рил: «Нет ни­че­го худ­ше­го, чем грех и ни­че­го ужас­нее и па­губ­нее, чем дух от­чая­ния». Пре­по­доб­ный сам све­тил­ся ра­до­стью ду­хов­ной, и этой ти­хой, мир­ной ра­до­стью он на­пол­нял серд­ца ок­ру­жаю­щих, при­вет­ст­вуя их сло­ва­ми: «Ра­дость моя! Хри­стос Вос­кре­се!». Вся­кая жиз­нен­ная тя­го­та ста­но­ви­лась лег­кой вбли­зи под­виж­ни­ка и мно­же­ст­во скорб­ных и ищу­щих Бо­га все­гда ок­ру­жа­ли его, чер­пая из ис­точ­ни­ка бла­го­да­ти, ко­то­рым явил­ся угод­ник Бо­жий. На ви­ду у всех под­твер­ди­лась ис­ти­на, вы­ска­зан­ная са­мым свя­тым: «Стя­жи мир, и во­круг те­бя спа­сут­ся ты­ся­чи». Аминь.

 

Источник: mitropolit.kiev.ua

слушать: Совершенство веры, любви и радости. Слово в день памяти преподобного Серафима Саровского. Иеромонах Иов (Гумеров).

Читать:
Преподобный Серафим Саровский и Грузия

Преподобный Серафим Саровский и Киев

Следы на снегу. Ольга Рожнёва.

Греческие чудеса Серафима Саровского