Цитата дня

«Паче всего должно украшать себя молчанием; ибо Амвросий Медиоланский говорит: молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же ни одного. И паки некто из отцов говорит: молчание есть таинство будущего века, словеса же орудие суть мира сего (Добротолюбие, ч. II, гл. 16)» (Преп. Серафим Саровский)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

О реалиях и реальности
В день памяти преподобного Антония Великого

Роман Савчук

О жизни преподобного Антония Великого мы знаем сравнительно много благодаря святителю Афанасию Великому, современнику и почитателю подвижника. Впрочем, его известный труд «Житие преподобного отца нашего Антония, описанное в послании к инокам, пребывающим в чужих странах» современному читателю может показаться несколько сложным для восприятия.

Дело не в богословской терминологии или философских поворотах мысли. Этого в жизнеописании преподобного Антония не так уж и много. Речь о другом. У современного человека может появиться известная мера скепсиса и недоверия к повествованию, когда он столкнется с демонами, которые ночью собираются в келье подвижника и избивают его до полусмерти. В следующий раз они превращаются в диких зверей и наполняют гробницу, устрашая подвижника. В повествовании встречаются и фантастические великаны, в которых превращаются бесы, и чудовища, стремящиеся устрашить подвижника. Много и других историй, о которых давно уже не слышали в реальной жизни современные христиане, есть в жизнеописании преподобного Антония Великого.

В этом смысле повествование о жизни древних отцов-пустынников кажется столь далеким и немыслимым в современных реалиях, что может возникнуть вопрос: насколько они практически востребованы и полезны для людей нашего времени?

Ответ на этот вопрос мы можем найти в житии преподобного Антония. Святой рассказывал о хитрости демонов:

«Они коварны и готовы во всё превращаться, принимать на себя всякие виды. Нередко, будучи сами невидимы, представляются они поющими псалмы, припоминают изречения из Писаний. Иногда, если занимаемся чтением, и они немедленно, подобно эху, повторяют то же, что мы читаем; а если спим, пробуждают нас на молитву, и делают это так часто, что не дают почти нам и уснуть. Иногда, приняв на себя монашеский образ, представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа и обольщенных ими вовлечь уже, во что хотят».

Таким образом, в житии ставится вопрос о соотношении действительности и духовной реальности. Действительность – изменчива и обманчива. Однако диавол непрестанно пытается убедить человека доверять своим чувствам, предположениям, умозаключениям, которые он делает из увиденной картинки или рассказанных кем-то реалий. «Демоны всё делают, говорят, шумят, притворствуют, производят мятежи и смятения к обольщению неопытных, стучат, безумно смеются, свистят, – предупреждал святой Антоний, – а если кто не обращает на них внимания, плачут и проливают уже слезы, как побежденные». Конечно же, дело не в конкретных фактах. Святой на примере собственных страданий раскрывает методику борьбы лукавых сил с христианином. Со временем она может менять форму, однако по сути остается такой же. Свист, шум, безумный смех демонов и сегодня, в нашей жизни присутствует; их цель всё та же – запугать, сбить человека с правильного пути, ввергнуть в уныние, настроить людей друг против друга. Эти диавольские уловки верное Христу сердце должно с неослабевающей бдительностью распознавать в картинках, информации, мнениях, озлобляющих сердца, привносящих в нашу жизнь безысходность, зависть, лукавство, ненависть.

В жизнеописании преподобного Антония, как и в прочих житиях древних отцов, христианин встречается с конкретным и четким вопросом, обращенным к его душе. Это вопрос о реальности, в которой должен жить раб Христов. Она не похожа на действительность, в истинности которой нас непрестанно пытаются убедить. В ней смысл жизни человека не заключается в самом факте его присутствия на планете. В реальности человек должен жить ради Истины, которая выше него. Собственно, в этом и состоит смысл духовной брани: человек непрестанно пытается пробиться сквозь ширму действительности к истинной реальности. И на этом пути нам нужно преодолеть много шума, свистов, безумного смеха. Преодолеть – значит не доверять им, не принимать за чистую правду и непреложную истину наветы, осуждения, пусть для них и будет некоторое основание. Повод ведь найдется всегда. Осудить легко, легко поддаться гневу, впустить в сердце ненависть. Однако грех не имеет оправдания, он может только убить, грех развращает. Поэтому праведный Иоанн Кронштадтский говорил о реальности: «Что бы я ни слышал о других людях, истина одна: я должен любить ближнего».

Путь к реальности непрост. Возможно, в определенный момент мы, подобно святому Антонию, окажемся настолько измученными, загнанными, уставшими, что, как и преподобный, наконец обратимся ко Христу в отчаянии: «Где был Ты? Почему не явился вначале – прекратить мои мучения?»

Но Господь никогда не предает нас. Он с кроткой любовью ответил святому: «Здесь пребывал Я, Антоний, но ждал, желая видеть твое ратоборство; и поскольку устоял ты и не был побежден, то всегда буду твоим помощником и сделаю именитым тебя всюду».

Наконец, во всех испытаниях, на нелегком пути преодоления изменчивых реалий христианину следует помнить вдохновляющие слова преподобного Антония Великого: «Должно бояться только Бога, а демонов презирать и нимало не страшиться их. Даже чем больше страхов производят они, тем усильнее будем подвизаться против них. Ибо сильное орудие – правая жизнь и вера в Бога».


Источник: pravoslavie.ru

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi