Цитата дня

Великое дело — архипастырское благословение. Сам епископ может быть и грешным, как все люди, но его благословение и молитвы могут иметь и имеют великую силу (преп. Варсонофий).

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Слово в день памяти святого Апостола Иакова Зеведеева.
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Иисус сказал... не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.
Мф. 20, 22

Во имя отца и Сына и Святого Духа!
Сынами громовыми назвал Христос двух братьев-Апостолов, Иакова и Иоанна.

И поистине духовная мощь этих избранников Божиих была такова, что они могли растворять и затворять небеса подобно древнему Пророку Илие. Как и всех ближайших учеников своих, Христос наделил их властью над демонами и стихиями – эту власть сыны громовы собирались употребить на истребление нечестивцев. Когда в одном из селений полуязыческой Самарии отказались принять Божественного Учителя, святые Иаков и Иоанн хотели испепелить всех ее жителей небесным огнем. Но Господь Иисус пресек их мстительный порыв, сказав: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9, 55–56).

То был урок Милости Господней, перед которой самый праведный мирской гнев делается злой ложью. Да, в то время Апостолы еще не знали, какого они духа. На смену Ветхому Закону являлся Новый Завет, Откровение Любви. Сын Божий стал Сыном Человеческим не затем, чтобы карать, но чтобы спасать падших, на Пречистых плечах Своих вытаскивать их из земной грязи, Пречистой Своею Кровью омывать их грехи. К постижению этой тайны Вселюбящего Бога вел учеников Христос. Для последования Жертвенному Своему Человеколюбию воспитывал Апостолов Спаситель. И необычайно чуткими к Учению Господню оказались сыны громовы. Святые Иаков и Иоанн обладали пылкими, боголюбивыми сердцами. А сердце, любящее Создателя, быстро научается любить людей.

Братья-апостолы были из тех простых галилейских рыбаков, которых Иисус Христос обещал сделать ловцами человеков (см.: Мф. 4, 19). Господь призвал их, когда они вместе со своим отцом Зеведеем чинили рыболовные снасти. Тотчас бросив сети и лодку, не слыша голоса пытавшегося остановить их отца, святые Иаков и Иоанн устремились вслед за Учителем праведности. И с той же восторженной преданностью следовали они за Господом в Его странствиях по палестинским дорогам. Не ослабевал, а все ярче и ярче разгорался в их сердцах священный огонь во все три года, когда Иисус проповедовал Евангелие Царствия и исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 4, 23).

Серцеведец Христос сделал сынов громовых не только близкими, но избраннейшими из избранных Своих учеников. Только троих из двенадцати Апостолов – Иакова и Иоанна Зеведеевых, а также Симона-Петра посвящал Сын Человеческий в величайший тайны и свершения Свои. Эти трое стали свидетелями того, как Иисус воскресил умершую дочь Иаира, и могли понять, что Спаситель обладает властью над смертью. Эти три Апостола были возведены на гору Фавор, где видели Преображение Господне – лицезрели Божественную Славу Христа. Так дивными знамениями Своего величия Иисус готовил лучших учеников к зрелищу Своего унижения – страшному Голгофскому искушению. Увы! такое испытание оказалось не по силам даже лучшим из лучших сынов падшего человечества. Тщетно предостерегал их Божественный Наставник: Бодрствуйте и молитесь... дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41).

Уже надвигался страшный час распятия Господня, а Его ученики затеяли суетный спор о почестях. Видение Фаворского света опьянило рассудок святых Иакова и Иоанна: им захотелось стать во Царствии Христовом выше всех других Апостолов, воссесть по правую и левую руку Божественного Учителя. На их притязания Спаситель ответствовал: Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем (Мф. 20, 22).

Сыны громовы не понимали, о чем просили и что говорили. Высшие почести в Небесном Царствии достигаются самопожертвованием, подобным Жертве Распятого Спасителя. Чаша Христова означала чашу невыносимых страданий. Крещение Его означало крещение собственной кровью. И в этом грозном даре не отказал любимым ученикам Всещедрый Господь, сказав: Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься (Мф. 20, 23).

Но по тогдашней духовной слепоте Апостолы были еще не готовы ни к подвигам самопожертвования, ни даже к верности Спасителю в час скорби Его. Вот святые Петр, Иаков и Иоанн, свидетели Славы Господней, пришли с Ним в Гефсиманский сад. Сын Человеческий сказал им: душа Моя скорбит смертельно: побудьте здесь и бодрствуйте со Мною (Мф. 26, 38). Предчувствуя чашу Крестную, Он молился до кровавого пота – а ученики заснули от печали (см.: Лк. 22, 45). Наконец появился предатель с толпой богоубийц – а все ученики, оставивши Иисуса, бежали (Мф. 26, 56). Христос был покинут всеми, остался наедине с сынами погибели и сказал им: теперь ваше время и власть тьмы (Лк. 22, 53). И пока длилась власть тьмы, продолжался мертвящий духовный сон Апостолов – во мраке страха и отчаяния.

Тому надлежало быть. Вплоть до совершения Искупительной Жертвы Христовой мир оставался в диавольских цепях. Даже лучшие из людей такого мира – ученики Иисуса – были бессильны в борьбе со вселенской злобой. Но вот свершилось Искупление! Христос победил грех и ад, упразднил смерть. И в омытом Кровью Господней мире первыми испытали на себе чудо духовного возрождения святые апостолы. Просвещенные Воскресением Спасителя, укрепленные благодатью Святого Духа, они стали бесстрашны, мудры, радостны среди любых испытаний и скорбей. Они стали способны пить чашу Иисусову и креститься Его крещением. Старший сын громов, святой Иаков Зеведеев, первым из Апостолов удостоился светозарного мученичества во Имя Христово.

Благовестническим жребием святого Иакова была Испания. Там от пламенного его слова возгорелось священным огнем множество сердец, создалась мощная община верных. (Испанская Поместная Церковь, осененная именем Сант-Яго – святого апостола Иакова Зеведеева, отличалась особо пылкой ревностностью, в первые века христианства являясь одним из оплотов истинной веры. В числе доблестных ее сынов тех времен – святитель Осия Кордубский, победитель ересей.)

Апостольские странствия святого Иакова прервались из-за необходимости его возвращения в Иерусалим для борьбы с коварством богопротивников. Иудейская верхушка не удовлетворилась распятием Спасителя мира, но начала плести интриги против Его последователей, пытаясь выставить христиан мятежной, безнравственной сектой, опасной для народа и государства. Истинным сыном громовым, бичом Божиим явился святой Иаков для их ухищрений. Галилейский рыбак, ставший духоносным Апостолом, он посрамлял красноречивейших фарисеев и ученейших книжников, обличая совершенное ими убийство Истинного Мессии, призывая народ покаяться и обратиться ко Господу Иисусу. Знавшие наизусть текст Ветхого Завета, вникавшие в тонкости обряда буквоеды умолкали перед благовестником, в чьих речах звучало живое Божественное Откровение. Никакие мудрования клеветы не могли устоять перед Истиной Господней, гремевшей в апостольских словах. Ничья проповедь так не страшила злочестивцев, как слово святого Иакова – и они задумали расправиться с ним любым способом.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi