Цитата дня

...Ангелы принимают деятельное участие в судьбе че­ловека, если враги нападают на нас со всех сторон, то тем более светлые, любвеобильные Ангелы стремятся защитить нас, если только человек сам сознательно не переходит на сторону зла (преп. Варсонофий)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Неделя 5-я по Пятидесятнице. Духи злобы.
Митрополит Киевский Владимир (Сабодан)

Мы слышали евангельское благовестие об исцелении Иисусом Христом двух бесноватых в стране Гергесинской. Это благовестие свидетельствует о том, что злые духи существуют на свете и совершают над людьми свои пагубные действия.

С тех пор, как злой дух склонил Адама ко греху, сколько произведено им бедствий в мире. Каких только грехов не выдумало человечество, каких срамных дел не совершено, каких не допущено ужасных преступлений по внушению и при содействии этого, по выражению Спасителя, "человекоубийцы искони", "льва, ищущего, кого поглотить",—диавола (1 Петр.5,8)... Злые духи не только вредили человеку, соблазняя его, но нередко и вселялись в человека: тогда таковой мучился и делался, как сумасшедший, именовался он бесноватым. Бесноватые, о которых мы слышали из Евангелия, жили в пещерах, где погребали умерших, они были настолько свирепы, что никто не смел проходить около того места, где они находились.

В бытии злых духов мы убеждаемся из книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета, из свидетельства святых отцов и из жизнеописания угодников Божиих. В книге Бытия повествуется, как диавол, явившись в образе змия, соблазнил нашу праматерь Еву, которая нарушила заповедь Божию и склонила к тому праотца Адама. Оттого-то диавол и называется человекоубийцей искони—от начала (Ин.8,44).

В книге Иова пишется, что диавол, по попущению Божию, поразил Иова многими бедствиями, но не добился из уст его хулы на Бога.

Сам Спаситель во время сорокадневного пребывания в пустыне не раз был искушаем сатаной, пытавшимся возбудить в Нем нетерпеливость, тщеславие или властолюбие (Мф.4,2-10).

Бесов изгонял и Сам Христос Спаситель и апостолы Его (Мф.10,8).

Из Божественного Откровения мы знаем, что диавол есть существо реальное, иррациональное, личностное, имеющее разум и волю. Как вера в Бога, в бытие ангелов добрых, так и вера в бытие злых духов всеобща в роде человеческом. Бесы—это падшие духи. Собственная воля погубила их, злая воля руководит ими в их злодеяниях.

Не говоря уже о неверующих людях, нам, верующим, очень не хотелось бы верить в бытие диавола. Всегда охотнее верится в добро: Бог и ангелы—существа добрые и прекрасные, потому верить в существование их приятно и утешительно; между тем диавол и бесы—существа злые и вредоносные, потому верить в их бытие— весьма неприятно, и нам хотелось бы, чтобы их не существовало.

Мы имели бы некоторое право не верить в существование злых духов, в прошлом добрых, но отпавших от Бога и теперь навечно утвердившихся во зле, если бы вокруг себя видели одно добро и добрых людей, но мы видим и зло и злых людей. Почему не верить в существо, всецело и бесповоротно ожесточенное во зле, если и среди людей встречаются такие упорные личности, что никакие наказания, даже угроза смертной казни не в состоянии заставить их бросить злые привычки и преступные дела.

Злые духи различным образом вредят людям и губят неосторожных, по попущению Божию. Только ныне, во время новой благодати, бесы действуют скрытнее, чем в то время, когда сила и власть их над людьми не была еще сокрушена Христом, и им было гораздо просторнее в мире.

Бес всегда силен нашей слабостью. Потому слово Божие говорит: "Не давайте места диаволу" (Еф.4,27). Зло, гнев, пьянство, сквернословие, зависть, ненависть, скупость, сребролюбие, блуд, нечистота, лукавство, ложь и другие пороки людские вполне можно назвать беснованием, носителей этих пороков—одержимыми, или бесноватыми. Откуда может произойти в человеке столько и таких зол? Очевидно, от диавола, который есть начинатель всякого зла. "Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил" (1- Ин.3,8).

Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы разрушить дела диавола и победить его со всем его воинством: "Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (1 Ин.3,8). С пришествием Христа для нас не страшен диавол. Бесноватые, увидев Иисуса, кричали: "Что Тебе до нас Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас" (Мф.8,29). Итак, Иисус Христос—мучение для злых духов. Они хорошо знают, что после страшного суда будут навеки заключены во ад. Им хотелось бы, по крайней мере, хоть до суда иметь полную волю в мире и господствовать над людьми. О том, что они не имеют такой власти, что они всегда находятся в полном подчинении у Бога, Господь показал изгнанием их из бесноватых людей. Когда злые духи увидели, что Христос хочет изгнать их из человека, стали просить у Него позволения войти в пасшееся стадо свиней. Значит, даже такому животному, как свинья, злые духи не могут повредить без попущения Божия.

Если Христос страшен для бесов, если они трепещут перед Богом—значит, они не могут быть там, где находится Бог, они бегут оттуда. Если в нашей душе будет Бог, то злые духи будут бежать от нас, как от огня.

Для борьбы с диаволом необходимо облечься в оружие: "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских... А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого... И меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф.6,11-17).

Лучшее оружие для борьбы с диаволом—молитва и пост. Сей род, сказал Господь о бесах, ничем не изгоняется, только молитвою и постом (Мк.9,29).

Бесы говорили священномученику Киприану: "Мы не можем смотреть на крестное знамя, оно, как огонь, опаляет нас и прогоняет". "Именем Иисуса всегда бей ратника", т.е. бесов,—учит преподобный Иоанн Лествичник. "Нет крепче и сильнее оружия в духовной брани, как Иисусова молитва",—свидетельствует авва Иов. "Демоны не дерзают приблизиться к тому, кто беседует с Богом",—вешает Симеон Новый Богослов. Чтение Священного Писания есть великая защита от греха, учит авва Епифаний, а блаженный Иероним и преподобный Пимен говорят: "Думай постоянно что-нибудь доброе, чтобы диавол всегда находил тебя занятым; пока человек пребывает в духовном делании, враг не может поразить его".

Следуя примеру и указанию доблестных воинов Христовых, надеясь на Бога и укрепляясь благодатию Святого Духа, мы можем и должны выйти победителями в борьбе со злом и врагами нашего спасения—духами злобы поднебесными (Еф.6,12). Аминь.

Источник: mitropolit.kiev.ua

Читать: Неделя 5-я по Пятидесятнице. Исцеление Гергесинских бесноватых.Митрополит Антоний Сурожский.

Неделя 22-я по Пятидесятнице. Евангелие о спасении человека и гибели свиней.Святитель Николай Сербский (Велимирович).