Цитата дня

...Ангелы принимают деятельное участие в судьбе че­ловека, если враги нападают на нас со всех сторон, то тем более светлые, любвеобильные Ангелы стремятся защитить нас, если только человек сам сознательно не переходит на сторону зла (преп. Варсонофий)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Что мы празднуем 14 августа – день памяти мучеников Маккавеев или «Маковия»? Почему в этот праздник освящается мед?

Иерей Андрей Чиженко

1 августа по старому стилю (14 августа н. ст.) Церковь отмечает три праздника. Первый из них – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник является главной памятью дня. Он имеет византийские корни.

История повествует о том, что в южной стране – Византийской империи (и особенно в многолюдном Константинополе) – как раз на август припадали вспышки холерных и других инфекционных эпидемий, от которых гибло множество людей. Верующий же человек всегда искал и ищет сегодня защиту в Боге. Потому 1 августа по старому стилю Патриарх Константинопольский вместе с клиром (священниками) и самим императором износили из царской сокровищницы Честное Древо Животворящего Креста Господня (именно того Креста, на Котором был распят Спаситель). И совершали крестный ход по городу, чтобы Господь своим Крестом спас люди Своя и благословил достояние Свое. Крестные хода с Древом продолжались почти две недели – до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Параллельно служились водосвятные молебны, и святой водой щедро окроплялись жители, улицы и дома Константинополя для изгнания всякой нечистоты и хвори.

Из Византии вместе с греческим духовенством, которое долгое время возглавляло церковную иерархию на Руси, праздник перешел и к нам.

Отсюда же происходит  и обычай совершать на утрене праздника изнесение из алтаря креста, украшенного цветами, и поклонение перед ним. Потому в этот день совершаются водосвятные молебны и крестные хода по городам и весям.

Интересным является и тот факт, что, согласно некоторым источникам, Киевская Русь была крещена по указанию святого равноапостольного князя Владимира также 1 августа. Потому фактически в этот день вспоминается и Крещение Руси. Но по сложившейся современной церковной традиции сегодня День Крещения Руси празднуется 15 июля по старому стилю (28 июля н. ст.) в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.

Также 1 (14) августа происходит Празднество всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в честь небесного знамения икон Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Девы Марии.

И, наконец, в этот день вспоминается день памяти семи мучеников Маккавеев Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима, Маркелла, матери их Соломонии и учителя Елеазара. Подробно об их подвиге можно прочитать в Ветхом Завете, во Второй Книге Маккавейской, в шестой и седьмой главах.

Напомним историю вкратце.

В 168 году до Рождества Христова Иерусалим был захвачен сирийским греческим правителем Антиохом IV Эпифаном, имевшем своей столицей Антиохию Сирийскую, названную так в честь династии Антиохов.  Антиох Эпифан не просто захватил иудейскую столицу, он развязал религиозную войну, так как захотел эллинизировать край, навязав евреям языческую религию. За исповедание веры в истинного Бога полагалась смертная казнь. В то время вырезались целые населенные пункты и еврейские племена, оставшиеся верными религии предков. Последней точкой, вызвавшей иудейский бунт против нечестивого царя, стало осквернение Иерусалимского храма. Антиох превратил его в капище Зевса и на жертвеннике лично заколол жертвенную свинью. Не нужно пояснять, что это было особенное оскорбление для евреев.

Среди евреев организовалось сопротивление, в первую очередь религиозному гнету. Иудеи защищали веру в истинного Бога. Борцы за ветхозаветную веру и освобождение еврейского народа от тяжкого эллинского ярма стали называться Маккавеями. Это не фамилия, а скорее прозвище. В переводе с арамейского языка слово обозначает «молот на врагов», имея в корне своем слово «маккаба» – «молот». Принято считать, что первым такое прозвище получил вождь еврейского народа Иуда из династии Хасмонеев. В истории известен как Иуда Маккавей.

Соответственно семь юношей: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, мать их Соломония и учитель Елеазар, принявшие смерть от царя Антиоха за исповедание веры в Бога, также стали называться Маккавеями.

Дорогие братья и сестры, хочется призвать всех нас более углубленно изучать умственно, сердечно, молитвенно, духовно историю православных праздников, чтобы не пасть жертвой суеверий, которые возникают по двум  причинам – из-за невежества и нежелания сердечно и духовно жить церковной жизнью, преображая с Божьей помощью себя, из-за стремления лишь прийти за каким-то освященным церковным атрибутом (вербой, водой, маком, медом), не пропустив Христа через душу свою и забыв на период до следующего освящения о существовании Церкви Божией.

Именно по этим причинам, мне кажется, некоторые люди не желают знать, кто такие святые мученики Маккавеи. Они предполагают, что есть лишь непонятное мифическое выдуманное существо «Маковий». И потому нужно в храмах освящать мак. В сознании человеческом духовная святая составляющая праздника превратилась в полуязыческое суеверие.

Конечно же, можно в этот праздник освятить мак по чину из требника «Молитва еже освятити какое либо благовонное зелие». Но, с одной стороны, по Уставу 1 (14) августа освящается только вода и мед нового урожая. А с другой – часто освященный мак нередко используют в суеверных целях: им посыпают дом для защиты от ведьм, кладут в могилы к покойникам, чтобы тот не вышел и не начал вредить людям, как считают суеверы.

Мне кажется, таким образом происходит святотатство: освященная вещь участвует в действиях, фактически связанных с магией.

Мед же нового урожая освящается в 1 (14) августа. Это событие не связано с праздниками данного дня, а с естественным циклом природы и появлением меда именно в это время.  Существует очень древняя ветхозаветная традиция в Церкви освящать начатки (то есть первые плоды земли) и приносить их в жертву Богу. В первую очередь из чувства благодарности за то, что Он их нам  дал. Так об этом говорится в Ветхом Завете: «Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев… это жертва Господу» (Лев. 2:14, 16).

По этому установлению, которое преподано было Господом святому пророку Моисею на горе Синай, и появилась в Церкви традиция освящать начатки плодов земных, не только пшеницы, но и меда, винограда и всего остального.

Также существует благочестивая традиция до освящения 1 (14) августа не вкушать меда нового урожая. Мне кажется, это просто логично: сначала освятить, получив благословение Божие на продукт, а потом уже кушать его. Только бы все эти предписания служили нам средством приближения к Богу и возделывания в душе любви к Нему и ближнему. А не наоборот.

С 1 (14) августа начинается Успенский пост. Что же послужило для его установления? Вот как об этом пишет святитель Симеон Солунский:

«Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».
Успенский пост самый короткий из всех годичных постов. Он начинается 1 (14) августа, а заканчивается в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 (28) августа. Пост этот строгий. То есть пища животного происхождение не вкушается вообще. Рыбку можно есть только один раз в продолжение Успенского поста в праздник Преображения Господня – 6 (19) августа.

Монастырский Устав предписывает по понедельникам, средам, пятницам  сухоядение, по вторникам и четвергам – вареную пищу без подсолнечного масла, по субботам и воскресеньям – с подсолнечным маслом.

Но нужно, дорогие братья и сестры, каждому из нас с Божьей помощью избирать свою меру поста. Кто-то может поститься по монастырскому Уставу, а для кого-то достаточно воздержаться от пищи животного происхождения.

В молитве на благословение меда, читаемой священником, есть такие хорошие стихи: «Необыменный в милости и неизреченный во щедротах, Господи Иисусе Христе, дивен Сый во славе и творяй чудеса. Ты, действом Святаго Духа иногда благословивый Израиля и его медом насытивый от камене…» Здесь имеется в виду событие из Священной истории, когда народ Израильский, водимый святым пророком Моисеем, по пустыне дошел до места, называемого Мерра (в переводе – «Горечь»), и там была горькая вода. Народ начал роптать. Тогда Бог приказал Моисею положить дерево в воду – и вода стала сладкой, пригодной для питья (Ис. 15:22–26). Может быть, не случайно 1 (14) августа мы в праздник Древа (Креста) получаем сладость меда.

Будем же, дорогие братья и сестры, помнить о главной нашей сладости, которая вкуснее любого земного меда – о Господе нашем Иисусе Христе. Он есть путь и истина и жизнь. И наши души, если они уподобляются душам народа Израильского, который с помощью святого пророка Моисея искал Бога, тоже ищут Господа в пустыне житейских треволнений и обязательно найдут животворный родник, освященный Крестом и сладостной благодатью Святого Духа. Лишь бы было желание искать этот небесный мед…

Источник: pravlife.org