Цитата дня

«Если же не можно найти наставника, могущего руководствовать к умосозерцательной жизни, то в таком случае должно руководствоваться Священным Писанием, ибо Сам Господь повелевает нам учиться от Священного Писания, глаголя: испытайте Писания, яко вы мните имeти в них живот вeчный (Иоан. 5, 39)» (Преп. Серафим Саровский)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Похвала святой великомученице Екатерине
Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы) от 7 декабря 2014 г.

О подвиге мученичества за Христа, мудрости, чистоте души и глубине веры святой Екатерины, её твёрдости и верности Господу как пути в жизнь вечную для неё самой и всех тех, для кого Екатерина стала примером, а также о величайшей любви к Богу святой великомученицы, её мужестве исповедовать Христа даже до смерти — в проповеди, посвящённой невесте Христовой Екатерине.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В нынешний воскресный день, братья и сестры, мы воспоминаем память святой великомученицы Екатерины, которая своей жизнью показала величайшую любовь ко Христу, премудрости Божией, которая не убоялась ни мучений, ни страшных угроз и всё претерпела, последовав за возлюбившим её и возлюбленным ею Небесным Женихом ― Господом нашим Иисусом Христом.

Святая Екатерина жила в начале IV века в городе Александрии и происходила из знатного царского рода. По причине гонений, которые воздвигнуты были в то время на христиан, её мать боялась открыть своей дочери то, что она является христианкой. И поэтому Екатерина первоначально получила языческое воспитание. Имея ум, любящий премудрость, она изучила всех языческих стихотворцев, философов и учёных, и в этой премудрости превзошла их так, что стремилась уже к высшей небесной премудрости. Когда она смотрела на обычных людей, то уже не видела себе по внешней образованности равных. И когда её родственники или мать предлагали, чтобы она выбрала кого-либо в земные женихи и в земные супруги, то говорила, что я соглашусь, только если вы представите мне такого юношу, который и по благородству, и по богатству, и по красоте, и по премудрости превосходил бы меня. Если же у него будет недоставать какого-либо из этих качеств, в этом случае я не соглашусь на брак. Родные её отвечали, что земные цари получат ещё больше знатности и богатств, если составят с тобой пару. Но никто не сможет превзойти тебя ни в красоте, ни в премудрости. Тогда Екатерина говорила, что она не согласна на брак неравноценный.

Её мать, имея духовного отца, пресвитера христианского, который в то время жил за городом и скрывался от мучений языческих, решила отвести свою дочь Екатерину к нему. Этот пресвитер христианский, имея благодать Духа Святого на себе и своими прозорливыми очами видя, что выйдет из этой девицы, во время разговора начал с ней беседовать так: «Я знаю такого Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех качествах. Богатство Его не истощается, и сколько бы из этих богатств не раздавалось, оно только увеличивается. Мудрость Его такова, что вся видимая и невидимая тварь управляется Его премудростью, а знатность Его рода никто не может даже исповедать».

После этого Екатерина, видя сияющую на лице этого старца благодать Божию, устыдилась и спросила его: «Правда ли всё то, что ты говоришь, и чей Он Сын?»

На это пресвитер отвечал, что Он на земле не имеет Отца, но имеет только Мать, Которая за Свою чистоту и целомудренную жизнь вознесена сейчас на небо и там пребывает. После этого дал ей икону Пречистой Госпожи нашей Богородицы с изображением Предвечного Богомладенца Господа Иисуса Христа и заповедовал, чтобы она усердно молилась, дабы увидеть того Юношу, Который превосходит её во всех качествах. Екатерина решила послушать его совета и, придя в своё жилище, уединилась в своей комнате и там пребывала в молитве. Устав от молитвы, она погрузилась в сон и увидела Владычицу нашу Богородицу, Которая держала на руках Своего Предвечного Младенца. Святая Екатерина, приблизившись, желала посмотреть на лицо Младенца, но Младенец отвернулся от неё, смотря на Матерь. Три раза Екатерина заходила то с одной, то с другой стороны, и Он отвращал Своё лицо, чтобы она не видела его.

После этого Владычица Богородица сказала: «Сын Мой, посмотри на рабу Свою Екатерину. Разве она не премудра, не красива и не лучше многих мудрецов, живущих на земле?» На это Господь отвечал: «Не только не мудра, не знатна и не премудра, но крайне безобразна, безумна и худородна эта девица, настолько, что я даже не могу смотреть на неё». Тогда Владычица отвечала: «Научи же её, Сыне Мой, что ей делать, чтобы сподобиться благодати перед Тобою». На что Господь отвечал: «Пускай она идёт к тому старцу пресвитеру и всё, что он ей повелит, исполнит».

После этого видение закончилось. Святая Екатерина на следующий день возвратилась к пресвитеру пустыннику и поведала ему о том, что она видела в видении. Тогда он сообщил ей все тайны Божии от сотворения мира до пришествия Господа нашего Иисуса Христа, о Его страданиях и после этого просветил её Таинством Святого Крещения, заповедав ей поститься, молиться, чтобы Владычица снова сподобила её лицезреть возлюбленного Сына Своего Иисуса Христа.

Святая Екатерина, снова вернувшись домой, затворилась в жилище. И когда после ночной молитвы узрела Владычицу Богородицу, то Господь наш Иисус Христос уже с весёлым и радостным ликом взирал не неё и говорил: «Сейчас ты очищена, премудра, исполнена всякой благодати. Так что я желаю обручить тебя в Свою нетленную невесту». После этого Божья Матерь повелела, чтобы Екатерина протянула свою руку, и надела ей перстень в знак того, что она выбрана невестой Христовой. Господь же сказал ей, чтобы она отнюдь уже не избирала теперь земного жениха, но хранила бы тот сердечный залог, которым она обручена любовью к своему Небесному Жениху.

После этого ночного видения сердце святой Екатерины разгорелось великой любовью к нашему Спасителю так, что вся она предалась постоянному размышлению, созерцанию и служению Ему.

Из этого случая мы, братья и сестры, видим, что вся премудрость человеческая, как бы она ни была велика, обширна и превосходна по мнению обычных людей, перед Господом нашим Иисусом Христом является крайним безумием. И те языческие мудрецы, как Платон, Аристотель и другие, хотя благодаря своему дарованному Богом естественному уму и пытались возвыситься над тем тёмным идолослужением, в которое был погружён весь языческий греческий мир, но тем не менее в своих воззрениях сохранили ещё много нечистоты, не смогли разорвать связи с демонами, пребывали в идолослужении. Хотя в своих мыслях они доходили уже до того, что, почитая многих богов, признавали существование одного Бога Творца, и некоторые истинные мысли уже приходили им в голову. Но тем не менее, ещё множество нечистоты и грязи сохранилось в их поучениях. И человек своим естественным умом, помрачённым после грехопадения, не может уразуметь тех Божественных Таин, которые даются нам в Святой Православной вере как Божественное откровение. Только Сам Господь, просвещая наши умы и сердца и даруя нам благодать Духа Святого, сообщает те небесные тайны, которые сам человек своим умом не может открыть и постигнуть. И эта человеческая мудрость, как бы она не почиталась среди земных людей, может привести только к тому, что человек в этой земной жизни может получить славу или честь только от таких же грешников. Но перед лицом Своего Творца и Создателя не может иметь никакой чести. К Своему же Творцу и Создателю человек может прийти тогда, когда он к этой, естественно дарованной ему Богом премудрости будет стараться прилагать и чистоту жизни. Потому что если сердце человеческое будет объято какой-либо страстью или привязанностью к славе или к наслаждению, или богатствам, или каким-либо другим земным вещам, то тогда оно будет своими страстями воздействовать на ум, и он не захочет познать Божественные тайны.

О том, насколько всё это сложно, мы видим на примере сегодня живущих язычников, буддистов или других не верующих во Христа Создателя. Множество миллиардов их населяет и Азию, и другие континенты. И хотя сейчас, по причине обильной информации, которую могут получать люди, они уже слышали о Христе Спасителе, но тем не менее, сердце их, омрачённое многими страстями и многой привязанностью к этой земной жизни, не может выйти из этих оков. И они так в течение своей жизни пребывают в неверии, в омрачении и погибают, хотя своим умом и могут делать какие-либо земные изобретения или понимать какие-либо земные вещи и преуспевать в этой земной жизни.

Кроме того, сердце человеческое должно быть свободно и от главной страсти — гордыни. Мы видим, как в первом видении святая Екатерина пыталась приблизиться к Богу ― Творцу и Спасителю ― и услышала слова о том, что она крайне безумна, худородна и что Спаситель даже не может взирать на неё. И если бы она, по человеческому мнению, как одна из самых красивых девушек того времени, как самая премудрая по своей учёности, как самая знатная по своему происхождению, увлеклась бы этими мыслями, то несомненно обиделась бы на то, что про неё говорят такие слова и не захотела бы дальше общаться с таким Богом.

Но мы видим, что она подобна евангельской жене, сирофиникиянке, о которой Господь сказал, что велика вера её, а до этого, испытывая её веру, говорил, что нехорошо отъять хлеб от детей и дать его псам. И сирофиникиянка не обиделась на эти слова Христовы, но искренне, от осознания своей греховности и нечистоты, признавала себя в своей душе достойной этих слов ― и услышала затем прославление от Христа Спасителя (Мф. 15:22-28). Так и святая девица Екатерина не обиделась на эти слова Христовы, не возмечтала о себе, что она красавица, исполнена премудрости и знатного происхождения, но захотела и дальше следовать за Христом Спасителем.

Поэтому и мы, братья и сестры, будем стараться всячески избавляться от земных привязанностей и страстей, чтобы они не помрачили наш ум, чтобы они, воздействуя на него, не привели к тому, что мы незаметно уклонились от спасительной истины и следования за Христом Спасителем.

Святая дева Екатерина настолько возгорелась любовью ко Христу, Своему Творцу и Создателю, что Господь восхотел и всему миру явить то внутреннее духовное сокровище, которое она имела в своём сердце.

Это сокровище могло быть явлено во время страшных гонений, которые воздвиг мучитель Максимиан, чтобы весь мир увидел, насколько святая девица питает любовь ко Христу и Спасителю. И что она могла бы устрашиться тех страшных мучений, но тем не менее, воспламенённая этой любовью, она все их мужественно претерпела и вошла в небесный чертог.

Когда царь Масимиан прибыл в Александрию, то начал приносить нечестивые жертвы своим богам и идолам, и весь город собрался на поклонение этим бесам. Святая Екатерина, не терпя всего этого, явилась к царю и обличила его, объясняя безумие тех действий, которые он совершает. Царь, видя её премудрые речи, собрал 50 самых знаменитых ораторов и философов, которые находились в его царстве, желая, чтобы они победили её в философском споре. Архангел Михаил, явившись святой деве Екатерине, укрепил её и сообщил, что она получит ещё больше премудрости от Своего Творца и Создателя, которые приложатся к той, которые она уже имела. И она в беседах с этими философами, приводя им их историков, стихотворцев и поэтов, доказала, что сами они считали идолов за «ничто», что они объясняли, что в древние времена жили нечестивые люди, которые совершили те или иные знаменитые по человеческим понятиям дела. И древние люди поставили в воспоминание этих дел статуи. Последующие же поколения, не понимая, зачем их предки установили эти статуи и, думая, что сами они по себе являются вещью хорошей, начали воздавать им божеские почитания и, таким образом, поклоняясь этим статуям, затем незаметно для себя вступили и в общение с бесами, которые начали им являться и делать предсказания или всяческие прорицания в этих ложных кумирницах. Она на примере и Платона, и Аристотеля, и историка Диодора и других показала им, что и сами они гнушались этих идолопочитаний, имели уже некоторые мысли о Боге. Сивилла и другие предсказывали многие события из жизни Христа Спасителя, хотя и делали это против своей воли, движимые Божьей Премудростью, чтобы потом, когда придёт на землю Христос Спаситель, сами язычники, видя прорицание своих прежде живших пророчиц, смотря на них, начинали мало-помалу склоняться к истинной вере.

Эти мудрые слова её так поразили и удивили 50 этих мудрецов, что они не знали, что отвечать ей. Тогда царь, пришедший в сильнейшую ярость, видя их побеждёнными, приказал, чтобы они были сожжены посреди города. И они, припав к ногам святой мученицы Екатерины, просили, чтобы она молилась за них Богу, дабы этот огонь был для них баней и купелью Крещения, и лестницей на небо. Так эти 50 мудрецов, обращённые этой девицей, перешли в небесные селения, а затем и сама царица Августа, военачальник Порфирий и 200 воинов, придя тайно ночью к ней и вступив с ней в беседу, обратились ко Христу.

На следующий день все они перед мучителем Максимианом исповедовали веру в Бога и после мучений и отсечения главы отошли в Небесное Царство. Святую великомученицу Екатерину били и жилами, и устрашали страшным четырёхобразным колесом, которое вращалось и, утыканное многими резцами и гвоздями, и прочими вещами, приводило всех в ужас. Но и это всё не могло поколебать мужественную последовательницу за Господом нашим Иисусом Христом. В конце концов ей была отрублена голова, и из раны её истекло молоко. Перед своей смертью святая великомученица Екатерина молилась, чтобы ей не были вспомянуты её грехи неведения. Затем, воспомянув всех православных христиан, попросила, чтобы Господь услышал молитвы тех, кто будет воспоминать её имя, и во благое исполнил ради тех страданий, которые она претерпела за Его Святое Имя.

Тело её было ангелами тотчас после усечения восхищено из рук нечестивых и унесено в Синайский полуостров на гору, находившуюся недалеко от горы, где Моисей получил Заповеди и Скрижали Завета. Через 200 лет там возник православный монастырь, и инокам этого монастыря было открыто, что на соседней горе находятся мощи святой великомученицы Екатерины. Поднявшись на гору, они обрели эти мощи, которые и могли быть туда положены только ангелами Божиими. И потом, спустив их с этой горы, положили в ризницу своего монастыря и всем православным благочестивым паломникам до нашего времени, сподобляющимся посетить Синайский монастырь, открывают мощи невесты Христовой, святой великомученицы Екатерины.

И мы, братья и сестры, вспоминая память этой премудрой девицы, которая, несмотря на всю свою премудрость, красоту, знатность, богатство, своё происхождение, не увлеклась всем этим, но искренне возлюбила Своего Творца и Создателя, последовала за Ним даже до пролития своей крови.

Будем молиться ей о даровании нам той величайшей любви к Богу, которой была она исполнена. Чтобы по её святым и всесильным молитвам и нас Господь бы сподобил наследия и Царства Небесного. Аминь.

Источник: svlavra.church.ua