Цитата дня

 Добродетель почти всегда окружена бедствиями, как роза колючими шипами(Св. Григорий Богослов)

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Слово в День Победы
Митрополит Святогорский Арсений, наместник Успенской Святогорской лавры 

«Это подвиг нашего народа, великий подвиг, братья и сестры, который мы никогда не должны забывать, иначе мы будем предатели своего Отечества, своих дедов, своих прадедов»: слово Святогорского архипастыря на 9 мая — День Победы советских солдат над немецко-фашистскими захватчиками.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

В эти пасхальные дни, братья и сестры, мы празднуем особый праздник — праздник, который научили праздновать нас наши деды и бабушки, наши отцы и матери. Праздник, о котором мы не только со страниц периодической печати или из каких-то военных романов читали, — праздник, о котором нам рассказывали наши сродники, пережившие страшное бедствие, которое называлось «Великая Отечественная война». И хотя многие сейчас и говорят, чтобы даже и не произносить эти слова, смущаясь ими. Но дело-то в том, что нас научила эти слова произносить победа — великая победа в Великой Отечественной войне. Ни какая-то политическая сила, ни кто-то из президентов — нас научили эти слова произносить отцы и матери.

Моя мать всю жизнь 9 мая весь день плакала. Здесь стоят два иподьякона, пономари в стихарях (держащих два фото из «Бессметного полка» — ред.). На первой фотографии — мой дедушка, Тимофей Андреевич. Их было четыре брата. Самый младший из них, Иван Андреевич в 19 лет пошёл на войну. Моя прабабушка, Марина Трофимовна, получила три похоронки на старших сыновей, а младший вернулся без руки. Рядом фотография — это мой дядя, которого мы привыкли, хотя он мне двоюродный, но мы привыкли его считать родным, потому что в 1918 году он был сыном старшей бабушкиной сестры. Они остались круглыми сиротами в 1918 году, и бабушка их четырёх забрала в свою семью, хотя у самой было 12 детей. И она их вырастила. Он тоже погиб на войне, Фёдор Алексеевич Тоцкий.

Можно ещё множество перечислять, братья и сестры, и каждый из вас сможет сказать, что множество своих сродников похоронили. Смотришь часто, на братских могилах по одной фамилии — по 7, по 8 и по более на одной фамилии, целыми родами погибали! Да разве она не Отечественная? Ведь отцы наши погибали! А разве она не Великая? Ведь дело в том, что если взять хотя бы Украину — сколько на Украине погибших было… Разве она не Великая после этого? А кто хочет знать правду истории, просто пройдите понад этими обелисками и вчитайтесь в фамилии. Мы принесли портреты сегодня тех жителей Святогорска, которые погибли в войну или которые уже умерли и приходили всегда на это место, они сегодня тоже с нами пришли — пришли в этих фотографиях.

«Это не просто была война между Советским Союзом и Германией — это война была между добром и злом»

Как-то сейчас замыливается, как-то затирается их память и значение их подвига. Но братья и сестры, давайте задумаемся: а против чего они восстали? Это не просто была война между Советским Союзом и Германией — это война была между добром и злом. Почему именно так — я расскажу на примерах, сделаю такое отступление, напомню историю.

Село Ефремовка, рядом возле Харькова. Немцы 150 человек завели в храм, приказали всем лечь. Сверху насыпали пласт соломы, облили бензином и всех сожгли.

Село Степановка, рядом возле того-же села, возле Мерефы. За переправой через реку Уды был уничтожен немецкий батальон. Немцы приказали стереть село с лица земли. 330 человек, старшему из которых было 93 года, а младшему 3 дня ребёнку, — все были уничтожены, а 25 человек призывного возраста пареньков закрыли в сарае и сожгли заживо…

В нашем селе (с. Лиски Воронежской области — ред.) в яру есть могила, куда народ ходит обязательно на Пасху, особенно на третий день. Во время войны 85 человек женщин старших, самой младшей было 15 лет, закопали живьём. Причём это делали на глазах детей! Засыпали могилу, которая три дня ещё шевелилась, охрана не давала подходить людям… Моя бабушка рассказывала, когда после освобождения села эту могилу открывали, наверху могилы лежала беременная женщина. Живот у неё был распоротый и из живота торчал нерождённый младенец…

Моя тётя, Мария Ивановна Рябчунова, тринадцатилетней девочкой была свидетелем следующего события. Зашёл немецкий солдат сгонять на работу по очистке снега, а ему говорят, показывая на молодую женщину: «Ей нельзя, пан, идти работать» — «Почему нельзя?» — «Она сегодня ночью дитёночка родила». И с улыбкой, с радостью показывают новорождённое дитя. Он достал штык-нож, воткнул в ребёнка, покрутил перед всеми, бросил на землю и сказал: «На работу»…

Мне рассказывали случай, когда младенцами немецкие солдаты играли в футбол… В нашем селе Василий Сурков и Николай Воронин, одному 12 лет, другому 13 лет, как дети войны, играясь, где-то нашли гранату и её взорвали. За это их проволокой привязали к мотоциклам и тягали за ноги по селу, пока они не скончались… Так они за селом и похоронены…

«Сегодня, свидетели тех дней и тех страшных событий и случаев, они пришли, чтобы нам в глаза посмотреть, и чтобы мы им в глаза посмотрели»

И вот, братья и сестры, эти примеры я привожу — этих примеров множество можно приводить, какое зло пришло на нашу землю, и против чего встали наши деды и прадеды! И вот сегодня, свидетели тех дней и тех страшных событий и случаев, они пришли, чтобы нам в глаза посмотреть, и чтобы мы им в глаза посмотрели. Мы в сегодняшний день, братья и сестры, должны помнить, какой ценою — десятки миллионов жизней — достигнута эта победа. И вот эти Святые Горы — это, наверное, не просто горы, поросшие лесом. Наверное, каждую гору можно назвать могильным курганом. Потому что тут после войны лежали по полям, курганам, по лесам, по посадкам, как рассказывали татьяновцы старые, вывороченные деревья плыли по Донцу, а на них гроздьями висели убитые солдаты. А воду из Донца нельзя было пить, потому что она была рыжая от крови.

Здесь, братья и сестры, в одном Святогорске сколько только братских могил! А сколько по полям их — просто прикопали так и не похоронивши, так они и лежат, случайно где-то находимые поисковыми группами…

«Я бы был предателем, если бы сегодня не пришёл сюда на это место. И мы с вами были бы предателями, если бы не пришли»

И вот, братья и сестры, как нам забыть это? И некоторые говорят, что в угоду каким-то настроениям сегодняшний день не торжествовать и не праздновать. Да нет, братья и сестры. Я — верующий человек! И мне придётся вставать, как каждому из нас, на Страшный Суд. Я встречусь со своим дедушкой там, со своими дядями, со своими родственниками. И, если бы я сегодня не пришёл сюда, они бы сказали: «Ну что, внучок, струсил, предал нас? А мы не боялись идти за тебя жизнь ложить». Я бы был предателем, если бы сегодня не пришёл сюда на это место. И мы с вами были бы предателями, если бы не пришли. Поэтому, братья и сестры, низкий вам поклон за то, что вы пришли, за то, что вы собрались, за то, что не забыли сегодняшний день. Низкий поклон ветеранам, которые здесь среди нас присутствуют. Я не знаю, какими словами выразить ту благодарность… Мы стоим, в тенёк прячемся от солнца, а ведь они в степях, в окопах лежали на солнцепёке. Ведь они осенними холодными дождями в грязи ползли под танки, ползли на передовой. Ведь это они в зиму мёрзли в окопах, где там едва-едва можно было как-то согреться. И, забывая себя, они шли, чтобы освободить наше Отечество.

«Как же мы можем этот день не торжествовать и не праздновать, братья и сестры?»

Недаром, братья и сестры, сегодняшние такие шествия торжественные проходят не только в нашем Отечестве — удивительно было бы, если бы в нашем Отечестве их не было, — они проходят и в Болгарии, они проходят и в Польше, они проходят в той же Германии. Я был в Германии, и немцы говорили: «К сожалению, у нас есть позорная страница в истории нашего народа, которой мы стыдимся — это время Великой Отечественной войны». Это немцы говорят. Если в Вашингтоне, в Нью-Йорке люди идут с фотографиями погибших воинов — своих дедов и прадедов, гордясь их подвигом, как же мы на этой земле, которую они освобождали, которая здесь вся кровью их полита, — как же мы можем этот день не торжествовать и не праздновать, братья и сестры?

И в сегодняшний день, братья и сестры, помните, что у Бога нет мёртвых — у Бога все живы. Они видят нас, они слышат нас. И у нас на совести в сегодняшний день спокойно. И разум наш, братья и сестры, и скорбью, но и в то же время великой радостью наполняется. Как и бабушка моя говорила, что когда объявили, что День Победы, что победа, что всё, война закончилась, бабушка говорила, что в одних дворах на гармошках играли, плясали, пели, а в других дворах крик стоял, так что страшно было мимо двора проходить, где не дождались своих сродников. Мой дедушка, Тимофей Андреевич, мама запомнила его последние слова. Он держал её на руках, прощаясь, и говорил бабушке: «Аня, всё продай: гармошку мою продай, костюм продай, продай всё — только деток сохрани. Приду с войны — всё наживём». Он погиб в сентябре 1941 года, так бабушка его и не дождалась…

«Стоит вспомнить, братья и сестры, их труд и их подвиг, наших матерей, наших бабушек, великий труд»

Удивительная верность была у наших бабушек, братья и сестры. Их стоит вспомянуть, их труд в тылу: как они на коровах пахали, сами впрягались в бороны, чтобы поля поднять, чтобы засеять, чтобы пшеничку посеять. Как хаты друг другу помогали солдатки строить, как умели, лепили хатки из самана или из чего было под рукою. Стоит вспомнить, братья и сестры, их труд и их подвиг, наших матерей, наших бабушек, великий труд. А ведь они, кроме того, должны были детей сохранить. Когда есть было нечего, когда макуху грызли, когда из травы лепёшки пекли, когда ёжиков в котелках варили, чтобы что-то съесть и остаться живыми…

Это подвиг нашего народа, великий подвиг, братья и сестры, который мы никогда не должны забывать, иначе мы будем предатели своего Отечества, своих дедов, своих прадедов. Поэтому в сегодняшний день, братья и сестры, я поздравляю всех с Великой Победой в нашей Великой Отечественной войне! И в генах наших, в жилах наших течёт кровь тех победителей, которые жизнью своей отстояли, братья и сестры, наше многострадальное Отечество. Вечная память им нескончаемо от всех поколений! И никогда пускай этот день не забывается! А на следующий год, я думаю, ещё больше придёт вас с фотографиями своих сродников, потому что их таковых множество.

Можно было бы, братья и сестры, множество приводить примеров и подвигов. Но я скажу, есть один ещё человек, на котором стоит, братья и сестры, вниманием своим остановиться. Это многим из вас известный герой Советского Союза генерал-майор Николай Филиппович Батюк, который похоронен на горе возле памятника Артёму, на мемориале. Это человек, который защищал Сталинград, там обморозил себе ноги, не мог ходить долго. Поэтому командный пункт у него здесь, в Святогорске был 250 метров от окопов. Каждую ночь он обходил окопы, так, что под конец ноги не шли, ординарцы на руках его приносили в блиндаж. Так вот, он когда узнал, сколько погибло воинов, сколько погибло здесь при взятии Святых Гор, умер от разрыва сердца… Вот такие военачальники, такие переживающие командиры, с сердцем относящиеся к своим солдатикам были, братья и сестры, во главе!

И мы в сегодняшний день празднуем победу добра над злом. Зло — оно никогда не совместимо с понятием Бог. Хоть немцы и писали себе на пряжках «Gott ist mit uns!», что значит «С нами Бог!», но с Богом они никогда не были — дела их и злоба их показывали настоящее их лицо и кто являлся им богом, демон был богом им. И Господь, и ангельские силы, и святые угодники Божии сражались вместе с нашим народом. И хотя, казалось, и шансов не было, немцы радовались уже, планировали, как они будут в нашем Отечестве землю раздавать на паи, уничтожая наш народ — нет, братья и сестры, по-ихнему не получилось, потому что Бога победить невозможно.

«А кто за добро стоит, кто добро делает, кто с добром живёт — тот с Богом живёт, и Бог с ним живёт»

Держитесь и вы жизни в Боге, жизни по совести, жизни по правде Божией, тогда Господь и нас не оставит. Ещё в сегодняшний день, братья и сестры, я низкий поклон ложу всем святогорцам, потому что когда у нас беда началась этой междоусобной войны, Святогорск принял более 30 тысяч беженцев. Люди делились вещами, медикаментами, жильём, одеждою, — всем, чем могли только, братья и сестры, помогать этим людям, вы помогли. Может, кто-то из вас и редко в церковь ходит, а может, кто-то и так говорит, как часто любят говорить «У меня Бог в душе», но этим поведением вы показали, что вы истинные христиане, потому что в вас добро живёт. А кто за добро стоит, кто добро делает, кто с добром живёт — тот с Богом живёт, и Бог с ним живёт. Пускай Покров Божией Матери, Покров Божий всегда пребывает над нашим городом с прекрасным названием Святогорск. А святость нашей жизни пускай соответствует его названию, потому что — что такое святость? — говорят святые отцы, — святость — это постоянство в добре. Вот и всё. Будьте добры, будьте святы, и Господь пребудет с вами, с вашими детьми и с вашими внуками, которые дай, Боже, чтобы росли вам на радость и утешение. Аминь.

Христос Воскресе!

Слово митрополита Арсения в День Победы. 9 мая 2016 г.

Источник: svlavra.church.ua

Читать: Митрополит Арсений: народ победил в войне, потому, что люди остались людьми

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi