Цитата дня

«Истина - это не мысль, не слово, не отношения вещей, не закон. Истина - это Личность. Это Существо, Которое проникает во все существа и дает жизнь всему... Если ищешь Истину с любовью и ради любви, Она откроет тебе свет лица Своего настолько, насколько ты сможешь его вынести, не сгорев» (св. Николай Сербский (Велимирович))

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Две страсти, управляющие человечеством
Беседа на апостольское чтение 29-й Недели по Пятидесятнице.

Сергей Комаров

В апостольском чтении 29-й Недели по Пятидесятнице сказано: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (Кол. 3:5–6).

Апостол Павел говорит о двух основных двигателях человеческой истории: о блуде и любостяжании. Действительно, вся мирская суета крутится вокруг половых отношений и денежных вопросов. Самые постыдные дела мира совершались и совершаются во имя двух страстей – блуда и любостяжания.

Каково самое позорное человеческое деяние всех времен? Богоубийство. Из-за чего Иуда предает Христа в руки убийц? Из-за сребролюбия (любостяжания). В казни самого праведного из всех, рожденных женами – Иоанна Предтечи – какая страсть была повинна? Иродово прелюбодеяние. Войны, революции, государственные перевороты во имя какой страсти совершаются? Любостяжание (или по-церковнославянски лихоимание – приобретение выгоды за счет страдания других людей, стремление к наживе любой ценой). Как правило, в этих делах также фигурируют какие-то любовные треугольники, страстная влюбленность, измены, содомские грехи и прочие плоды блудного ослепления грешника. Блуд и лихоимание – страсти, идущие рука об руку.

Апостол говорит: «Умертвите земные члены ваши», а потом перечисляет не члены нашего тела, а страсти. «Блуд, нечистота, страсть, злая похоть» входят в область большой темы блуда. К списку прибавляется и любостяжание. Павел показывает, что страсти могут настолько срастись с нами, что станут как бы членами нашего тела, нашей природой. Действительно, так и бывает в жизни. Например, начинающий спиваться человек заявляет: «Хочу – выпью, не хочу – не выпью. Нет у меня никакой зависимости». А немного позже, когда недуг уже завладел его членами, признается: «Я ничего не могу с собой поделать». Теперь он уже делает не то, что желает, а то, что повелит ему страсть. И исполняются слова апостола Петра: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19).

Блуд и любостяжание особенно опасны тем, что представляют собой извращение естественных потребностей. Например, молодым людям естественно влюбляться и встречаться. Но где заканчивается грань между объятиями, нежными поцелуями и тем, что Церковь зовет блудом? Когда это становится понятным, уже бывает поздно.

Или, скажем, человеку необходимо зарабатывать деньги на жизнь. Но где та грань, за которой заработок на хлеб насущный перерастает в обогащение?

Нет никакого греха в том, чтоб откладывать деньги с какой-то благой целью. Например, когда родители копят для поступления сына в университет или на свадьбу дочери. Но где пролегает черта, за которой это накопительство преобразится в постоянное беспокойство о своем счете в банке и о том, как бы его увеличить? Трудно сказать. В этом и опасность: рабом страсти можно стать незаметно.

Павел называет любостяжание идолослужением, показывая нам новозаветное отношение к идолопоклонству. Идол в христианском понимании есть не только материальное изваяние, изображающее вымышленного бога. Оказывается, внутри человека живут невидимые идолы, требующие служения себе. И главные из них – сексуальное развращение и жажда наживы.

Листая апостольские послания, думаешь: на протяжении тысячелетий Адам по сути своей не меняется. Какие страсти мучили людей в I веке, такие мучают и сейчас. Чем отравлен современный человек? Блудом во всех его проявлениях и любовью к обогащению. С самого детства эти страсти навязываются как норма, и мы вырастаем духовно больными людьми. Увы, христиане в этой всеобщей картине не являются исключением. Мы воспитаны миром, живем среди мира и пропитаны страстями мира. Да, мы в Церкви, но наша церковность неглубока. Она как тонкий слой чернозема над толстыми пластами мертвой глины.

И все же церковный человек призван бороться со страстями. Как это делать? Святые отцы говорят, что прежде всего духовное повреждение необходимо увидеть в себе и возненавидеть его. До этого момента борьба не может быть настоящей. Вспоминается, как Блаженный Августин рассказывал о себе в книге «Исповедь»: «Я каждый день просил у Бога: дай мне целомудрие. Но внутренний голос всегда прибавлял: только не сейчас». То же произойдет и с нами, пока мы будем тайком любить свои грехи и пороки.

Уродство своих страстей возможно рассмотреть, только приближаясь к источнику света и чистоты – Иисусу Христу. Приобщаясь ко Христу в Таинствах Церкви, молитве, изучении Писания, в исполнении заповедей Его, мы просвещаемся светом Христовым. По мере этого просвещения мы учимся видеть свою духовную нечистоту, болеть о ней, оплакивать ее, ненавидеть ее.

У нас есть драгоценное святоотеческое наследие, объясняющее суть духовной борьбы против страстей. Речь идет об аскетических сочинениях отцов, которые сами прошли эту борьбу и подробно описали ее. Это и «Добротолюбие», и «Невидимая брань», и «Душеполезные поучения», и «Лествица», а из более близких к нам – сочинения святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана (Говорова) и многие другие. К подобным книгам мы должны преступать со зрением своих пороков, ненавистью ко греху и твердой решимостью воевать с ним. Иначе борьба наша окажется ненастоящей.

Таково начало пути, ведущего в жизнь. Мало кто идет по этой тропе. «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:14). Для нас будет большой победой, если мы хотя бы встанем на эту стезю, хотя бы обозначим вектор своего движения.

Брань против страстей ради жизни со Христом – таков путь, ведущий в Царство Небесное; путь узкий и трудный, без которого нет христианства. Дай Бог нам, однажды встав на эту дорогу, не озираться назад и никогда не сворачивать с нее!

Источник: pravlife.org