Цитата дня

«Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела, не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину» (Преп. Серафим Саровский)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Лестница духовного восхождения апостола Павла
Беседа на апостольское чтение 3-й Недели по Пятидесятнице.

 Сергей Комаров

В 3-ю Неделю по Пятидесятнице Церковь предлагает апостольское чтение из Послания апостола Павла к римлянам. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:1–5).

Первая мысль данного отрывка касается темы мира: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». Обратим внимание, что здесь не имеется в виду только мир между людьми. Вражда человеческая – всего лишь следствие потери того мира, о котором ведет сегодня речь Павел. Мы утратили мир друг с другом, потому что потеряли «мир с Богом». О восстановлении именно этого мира и возвещает сегодня апостол.

Тема примирения с Богом не есть специфически христианская. Читая историю религий, мы можем видеть, например, как примирялись с Богом древние греки. У них объектом примирения был Бог, а субъектом человек. Определенными жертвами человек умилостивлял Бога и в силу этого Бог «мирился» с человеком (правда, слово «Бог» здесь можно произносить лишь условно. Греки пытались мириться и договариваться со множеством «богов», отвечающих за разные области жизни человека и природы).

Но в христианстве далеко не так. Здесь не человек примиряет Бога с собою, а Бог – человека. Мир водворяется в душе человека, а не Бога. «Бог не враждует против нас, но мы против Него. Бог никогда не враждует» (Златоуст. Толкование на 2 Кор. 5:20). Бог и не мог враждовать с человеком, как и отец блудного сына из евангельской притчи не враждовал с молодым «повстанцем», но терпеливо ждал его покаяния. Взаимоотношения героев этой притчи – это ведь образы отношения между Богом и человечеством. Также и для готовности человечества к покаянию ему нужно было испить чашу странничества вдали от дома Небесного Отца – пройти через тьму язычества или же веками томиться под гнетом ветхозаветного закона.

Далее апостол Павел, говоря о духовной жизни, выстраивает целую лестницу восхождения. Это вера, доступ к благодати, скорби, терпение, опытность, надежда, любовь – всего семь ступеней, священное число божественной полноты. «Верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».

Павел вообще любит нанизывать смыслы на какой-либо идейный стержень, выстраивая логические цепочки. Например, в Послании к галатам ему необходимо доказать ненужность закона. Он предлагает такую цепь: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22–23). Задача выполнена – апостол доказывает, что человек духовный в законе не нуждается.

Сегодня же Павел показывает, что вера есть путь к любви. Но на этом пути нас ожидают скорби, терпение, опытность, перерастающие в надежду, а надежда увенчивается любовью – совокупностью совершенств (ср. Кол. 3:14). Апостол, как всегда, точен, и его богословие есть сама жизнь.

Какая же практика следует из этой теории? Обретя веру и приняв благодать, жди скорбей и оттачивай терпение. И не ропщи – таков Божий закон. Мы часто ошибочно думаем и другим рассказываем, что по приходу в Церковь человека ожидает какое-то сплошное счастье и решение всех проблем. Но это не так. «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2:1), – говорит премудрый Иисус, сын Сирахов.

Еще что мы можем понять из сегодняшнего отрывка? Например, то, что жизнь христианская есть лестница и имеет строгие законы постепенного развития. Нельзя обрести любовь, не имея терпения. Нельзя попасть в категорию «блаженны кроткие» (Мф. 5:5), если прежде не познаешь, что значит «блаженны нищие духом» (Мф. 5:3). Лестница для того и существует, чтобы восходить по ней ступенечка за ступенечкой, а не пытаться сразу запрыгнуть наверх, как нам хочется иногда.

Интересно еще, что первые два стиха сегодняшнего чтения имеют в себе любимое слово Павла: «верою». «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией». Также это слово очень любят протестанты, учащие о спасении исключительно по вере, без дел. Но мы здесь как раз видим, что верою мы лишь получили «доступ к благодати». Что означает получить доступ куда-то? Например, я поступил в консерваторию и получил доступ в этот священный храм музыки. Но это означает лишь начало моей учебы, а не то, что я автоматически стал профессором кафедры дирижирования.

Также и доступ к благодати означает лишь начало труда в этой благодати, труда для своего спасения. А далее будет то, о чем мы уже говорили: скорби, терпение, опытность, надежда, любовь. Но это лишь при условии, что я внимательно и трезво иду по лестнице, ступенька за ступенькой. Если же я опьянен ложным учением или мои глаза занавешены пеленою страстей, мне грозит падение. Сорвавшись же с лестницы, я рискую продолжить путь в совсем другом направлении.

А как определить, на лестнице ли я? Довольно просто. По лестнице, ведущей вверх, всегда очень трудно восходить.

Итак, вот темы, достойные запоминания. Бог подарил нам веру во Христа и примирил с Собой. Также нам подарена духовная лестница восхождения, по которой мы можем подняться к Богу. Разные подвижники видят ее с разным количеством ступеней, Павел же насчитывает семь: вера, принятие благодати, скорби, терпение, опытность, надежда, любовь. Здесь подъем заканчивается, ибо идти дальше некуда. Любовь – это Сам Бог.

Если ты уже стоишь на какой-либо ступени, христианин, стой крепко и жди перехода на следующую. Если же ты еще на земле, подыми голову, посмотри на эту лестницу, подумай. И – сделай шаг вверх.

Источник: Правлайф