Цитата дня

Кто ради Бога обнищает, тот обретает неоскудевающие сокровища(Св. Исаак Сирин)  

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Бог, ведущий нас вперед
Беседа на апостольское чтение 14-й Недели по Пятидесятнице

Сергей Комаров

В богослужении 14-й Недели по Пятидесятнице мы слышим стихи, которыми обычно аргументируют наличие в Церкви Таинства Миропомазания. «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21–22), – пишет апостол Павел. Поговорим о смысле этих слов.

«Помазавший». В Ветхом Завете возлияние елея на чью-то голову (помазание) удостоверяло, что Бог отделил этого человека на особое служение.

Как правило, это было служение царское, священническое или проповедническое (см. 2 Цар. 2:4; Исх. 40:15; Ис. 61:1). В Новом Завете все эти значения исполняются в христианине. Есть известное место в письмах апостола Петра, которое вмещает в себя все три смысла. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Во Христе мы делаемся (в духовном смысле) царями и священниками, чтобы «возвещать совершенства» нашего Бога, и делом и словом.

Что значит наше царствование, на которое мы помазаны? Человек изначально был сотворен по образу Царя Небесного (см. Быт. 1:26) и имел царскую власть над миром. Бог повелел ему обладать землею (см. Быт. 1:28). В результате грехопадения человек потерял многое от своей власти и запятнал светлый образ Божий в себе своими беззакониями. Но в Новом Завете образ Божий в человеке обновляется, и мы входим в духовное царство во Христе, ибо нам «завещавается Царство» (Лк. 22:29). В Царстве Божием нам обещано соцарствование Христу (например, Иоанн Богослов говорит о себе, что он «соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа» (Откр.1:9)). Духовное царствование над миром, соучастие в Христовом царствовании и есть христианское достоинство и призвание.

Что значит наше священство? «Власть предоставлять наши ‟тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу” (Рим. 12:1) и превращать всю нашу жизнь в ‟разумное служение” (Рим. 12:1)... освящать и преобразовывать себя и свою жизнь и весь мир» (прот. А. Шмеман. Водою и духом, гл. 3, 5). Живя так, мы исполним и заповеданное нам проповедническое служение. Благочестивая жизнь есть лучшая проповедь Христа Воскресшего. Жизнь во Христе родит и необходимое слово благовестия, в нужный момент. «Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34; Лк. 6:45).

Все это нам дается духовным помазанием от Бога, «Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши». Запечатлеть – значит запечатать, приложить печать. Что же это за печать, которую ставит на нас Сам Бог? Церковь учит, что это «печать дара Духа Святаго». Именно так говорит священник, совершая Таинство Миропомазания. Нанося крестообразно святое миро на тело только что крещенного человека, он произносит: «печать дара Духа Святаго». Причем «дар» здесь понимается как Сам Святой Дух. Не частные дары Духа Святого, но Сам Дух, как дар. Поэтому Миропомазание есть личная Пятидесятница для всякого христианина.

Человек был изначально создан как печать Небесного Отца, как образ Его. В грехопадении и дальнейшем отходе человека от Бога эта печать была повреждена грехом. Но во Христе печать Божия восстанавливается и приобретает новую яркость и красоту. Все крещеные и миропомазанные люди носят эту печать, и выявляется она в них по мере приближения к первообразу ее – ко Христу.

Надо сказать, что на человека вообще накладывает какую-то печать его образ жизни, его тайный внутренний мир. Это бывает видно на общих чертах всей фигуры человека, но более всего на его лице. Не зря говорят: на лице написано. Поэтому такие разные у людей лица – не в плане разности черт, но в смысле особого духовного выражения. Потому-то святых достаточно видеть – это важнее разговора с ними. Да и лицо обыкновенного церковного человека, как правило, имеет какой-то свет, какую-то печать вечности. Также многие чуткие люди замечали, как меняется лицо только что причастившегося христианина. Оно просвещается особым светом. А самое красивое лицо в мире, братья и сестры, это лицо верующего во время молитвы. В нем нет страсти, житейской суеты, на нем нет никакой маски. Бывает, посмотришь на углубившегося в молитву человека – и сердце радуется. Печать Христова на лице!

Но, к сожалению, запечатлевает человека не только Бог, но и диавол, и грех. И сколько таких лиц? Мне приходится иногда ездить в тюрьму, проводить катехизаторские беседы – там большинство лиц именно таких, с диавольской печатью греха, злобы, страстей. И больно бывает на подобные лица смотреть, зная, что не такое человеческое лицо создал Господь и не для такой печати оно предназначено...

«И дал залог Духа в сердца наши». Залог, как известно, есть первый взнос для подтверждения выплаты всей суммы. Нам Бог дает как залог Духа Своего Святого, тем самым обещая подарить полноту богообщения в жизни будущей. И это есть повод для нас никогда не унывать, братья и сестры. Все то, что мы уже сегодня получаем в Церкви, есть обещание гораздо большего. Если нам сейчас хорошо в Церкви, то насколько лучше будет в Царстве Небесном! Если нам дарят радость Пасха, Преображение, Рождество и другие церковные праздники, то насколько более радости мы получим, когда своими глазами увидим Того, Кому они посвящены! Если в этой жизни нам так сладко читать слово Божие, насколько же слаще будет слышать слова из уст Самого Христа! Залог обещает все остальное, и верен Бог, Который обязательно даст все обещанное, и даже сверх того.

Этой радостной мыслью давайте и закончим. Наша вера начинается здесь и устремляется в будущее. «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19), – писал Павел. Наш Бог – это Бог, ведущий нас вперед. «Эхъе ашер эхъе» («Я буду Который буду»), – сказал Бог Моисею при Неопалимой купине в ответ на его вопрос о имени Божьем (см. Исх. 3:14). Славянский перевод с греческого текста звучит по-другому: «Я есмь Сущий». Но в еврейском оригинале буквально так: «Я буду Который буду». Бог зовет нас в будущее, где нам откроется полнота богообщения, где высохнет всякая слеза и исчезнет скорбь и болезнь. «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32), – свидетельствовал Христос. И сколько бы лет ни было каждому из нас, братья и сестры – 15, 30, 50, 60 или больше – знайте: у нас все только начинается. Начинается то, что уже не закончится никогда – жизнь с Богом, ведущим нас вперед.

Источник: Правлайф