Цитата дня

«Истинно кающийся подвергается поруганию от неразумных. Но это есть для него признак угодности Богу его покаяния» (Марк Подвижник)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Четыре духа нашей жизни
Беседа на апостольское чтение 25-й Недели по Пятидесятнице

Сергей Комаров

Сегодняшний Апостол посвящен теме церковного единства. Святой Павел очень интересно формулирует свои мысли – в трех стихах он семь раз произносит слово «один»: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4–6). Поговорим, братья и сестры, о начальных словах: «одно тело и один дух».

По единогласному толкованию святых отцов, Павел говорит здесь о церковном теле. Как у любого тела может быть лишь один дух, так и в теле церковном верующие должны пребывать в духовном единстве. Таков смысл Павловых слов.

Зададим самим себе вопрос: «Образуем ли мы в Церкви одно духовное тело?» Несомненно. В наших жилах течет одна и та же кровь – Кровь Христова, которой мы причащаемся. Наша плоть питается Его Плотью и делает нас духовными сродниками друг с другом. Нас объединяет единство веры и молитвы. Поэтому ответ на этот вопрос мы дадим утвердительный.

Зададим тогда и второй вопрос: «Объединяет ли нас с вами один и тот же дух жизни?» А вот здесь уже так однозначно ответить нельзя. Дух жизни у всякого христианина может быть разный.

Очень интересно об этом пишет святитель Феофан Затворник в книге «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Предлагая своей духовной дочери советы по подготовке к исповеди, он рекомендует исследовать, каким духом жизни она ведома. При этом святитель сообщает ей следующее.

В жизни каждого человека есть деятельная, внешняя сторона – это, условно говоря, тело жизни. За делами стоят мысли, по которым наши дела совершаются – это душа жизни. За мыслями стоят тайные расположения сердца, рождающие те или иные мысли или идеи. Так вот эти тайные расположения, совокупность чувств и желаний сердечных, составляют то, что святитель называет духом жизни. Оценивая дух жизни, Бог будет судить мир, как и говорит апостол Павел: «Бог будет судить тайные дела человеков» (Рим. 2:16). К сожалению, здесь не совсем верный перевод, в оригинальном тексте сказано: «Бог будет судить тайное людей» (по-церковнославянски переведено более точно: «егда судит Бог тайная человеком»).

Святитель Феофан говорит, что есть четыре духа жизни: богобоязненный – когда весь человек устремлен только на служение Богу и боится Его огорчить; самолюбивый – когда то же самое прилагается к себе (служу себе и боюсь огорчить себя); миролюбивый – служу миру, люблю мир (мир здесь как совокупность греха, вселенная без Бога). А четвертый дух жизни у святителя имеет интересное название: ни то, ни се.

Что это за дух? Святитель пишет, что этим, четвертым духом, дышит большинство людей. Такие люди не сказать чтоб уж сильно самолюбивы, но повод уклониться от самопожертвования найдут всегда. И не очень-то миролюбивы тоже, но «не прочь и потешиться вместе с миром делами мира». Небогобоязненные, может быть? Нет, что вы! К Богу они относятся хорошо, однако особо угождать Ему тоже не хотят. В церковь захаживают... О каких-то своих нуждах молятся... Но при этом мысль о служении Господу и ближнему от них далека. К делу спасения такие люди равнодушны.

Отношение Бога к первым трем категориям более-менее понятно. Как же Он смотрит на тех, кто относится к категории «ни то ни се»? Он отвергает таких людей, говорит святитель Феофан. Именно о таких Бог изрек в Апокалипсисе: «ты ни холоден, ни горяч... извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15–16). Таков дух жизни, который святитель Феофан называл «ни то ни се» и который, наверное, можно еще назвать духом теплохладности.

Здесь, братья и сестры, самое интересное то, что речь идет не о внешности жизни (она у всех может быть похожая), но о внутреннем наполнении, которое никто, кроме Бога, видеть не может. Вспоминаются слова Спасителя о Страшном суде: «будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» (Мф. 24:40–41). Т. е. при абсолютной похожести внешних занятий люди получат в глазах Божиих совершенно разную оценку, ибо жили разным духом. Так и пишет святитель Феофан: «Формы жизни человеческой одинаковы... но дух и направление всего инаковы».

Вот и задумаемся, каким духом живем мы. Сразу предостережем себя, чтоб не начать оценивать наших близких по этим категориям: этот вот наверняка такого духа, а тот такого... Ни в коем случае! Будем помнить, что этот дух – тайный, и, кроме человека, носителя этого духа, только Бог знает его. Святитель Феофан написал это (и опубликовал впоследствии) для того, чтоб каждый человек сам себя оценил, в себя углубился, а не перемывал кости ближнему с «благочестивой» попыткой оценить его дух. Как сказали отцы: «Знай себя, и хватит с тебя».

Источник: pravlife.org