Цитата дня

«Истинно кающийся подвергается поруганию от неразумных. Но это есть для него признак угодности Богу его покаяния» (Марк Подвижник)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Как узнать волю Божию?
Беседа на апостольское чтение 26-й Недели по Пятидесятнице

Сергей Комаров

Пятая глава Послания апостола Павла к ефесянам, из которой мы читаем на нынешнем воскресном богослужении, представляет собой ряд нравственных наставлений, которые обычно размещает Павел в конце своих Посланий. Помимо прочего, проповедник касается очень важной и во все времена актуальной темы – познания воли Божией. «Испытывайте, что благоугодно Богу» (Еф. 5:10), – говорит он. А чуть ниже, в 17-м стихе той же главы, Павел уже прямо повелевает: «Познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17).

Интереснейшая тема, братья и сестры, и касается всех нас. О ней много пишут, говорят. И может быть, поэтому получается так, как это часто бывает в подобных случаях: при множестве разговоров (а то и просто болтовни) замыливается, затушевывается самое главное и очевидное. Человек уходит куда-то в сторону, проходя мимо того, что прямо перед ним. Вот и давайте мы поговорим сегодня о познании воли Божией, не углубляясь особо в тему, но отмечая то, что лежит на поверхности и именно поэтому часто остается без внимания.

Первое, что нужно сказать. Воля Божия уже давным-давно открыта нам, открыта в Священном Писании. Как часто мы недоумеваем, волнуемся – что делать? как поступить? – забывая, что воля Божия и ее действие в мире изложены нам человеческим языком, записаны в Книгу. Конечно, в Писании в основном изложены общие положения, правила жизни вообще, там нет обсуждения всех частностей, которые возникают в нашей жизни. Но ведь все частные решения человека рождаются из тех самых общих положений, из того, что называется мировоззрением. А Библия именно формирует христианское мировоззрение, устанавливая в жизни христианина некие общие принципы жизни – библейские принципы.

Например, Писание говорит нам, с одной стороны, в чем заключается воля Божия, и с другой – на что нет воли Божией. «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14); и в то же время: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную» (Ин. 6:40). Отсюда мы уже можем вывести, что все наши поступки должны рассматриваться в контексте нашего спасения, ибо Бог хочет, чтоб мы спаслись и имели жизнь вечную. Все, что против заповедей Божиих и противоречит нашему спасению, не есть воля Божия. Все, что помогает нашему спасению, вписывается в волю Божию.

Это вроде бы банально звучит, но на деле совершенно нами игнорируется. Мы вроде понимаем, что нет воли Божией, чтоб мы грешили, и грешим. Мы вроде знаем, что страсти наши мешают воле Божией вести нас ко спасению, но со страстями не боремся. Удивительно, что в главном, общем, мы прекрасно знаем волю Божию, но как раз в этом главном не выполняем ее. Бегаем за старцами за тридевять земель, мучаем священников своими вопросами, а фундаментальных положений воли Божией, известных всем, не выполняем. Готовы хоть на край света съездить, чтоб узнать, свернуть бизнес или развернуть, остаться на месте или уехать, жениться или не жениться, а очевидных и важнейших вещей не делаем. Спроси такого мятущегося человека: «Евангелие часто читаешь? В храме хотя бы по воскресеньям стоишь? Исповедаешься, причащаешься? Молишься, постишься?» И в ответ, скорее всего, будет тишина. «А волю Божию знать хочешь?» – «О да, очень хочу».

Но все-таки, скажет кто-то, ведь есть трудные жизненные ситуации, которые хочется решить согласно с волей Божией. Да, безусловно. И церковный опыт предлагает нам множество вариантов решения этих вопросов, и мы все их знаем. Давайте вспомним о них.

Прежде всего нам подарены Богом совесть, ум и сердце. А еще у нас есть молитва. А еще – возможность духовного совета с более опытными христианами. Если человек помолится, посоветуется со священником (или с более опытным братом), а потом сядет, подумает, прислушается к голосу своего сердца и попытается принять честное решение по совести, неужели Бог не подарит ему правильное решение? А если даже человек и ошибется, по духовной неопытности, то разве Господь не поправит его, как заботливый учитель поправляет ребенка при неверном ответе? Да мы и не можем всегда, братья и сестры, поступать правильно, ибо всяк человек есть ложь. Апостол Павел однажды написал замечательные слова: «До чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Флп. 3:16). И подобное место: «Не думайте о себе более, нежели должно думать» (Рим. 12:3). И в самом деле, ты что, человек, решил проникнуть в тайну Промысла Божьего? Решил стать Божьей пластинкой? Успокойся, сойди на землю и научись жить хотя бы по совести. По-человечески для начала, а не сразу по-Божески.

К тому же, братья и сестры, в мире христианства часто происходит такая парадоксальная вещь: даже неправильный выбор в жизни верующего человека, сделанный по совести, может стать со временем правильным. Что имеется в виду? Если человек с годами поймет свою неправоту, оплачет свою ошибку, то покаяние и смирение, рождающиеся от этой ошибки, превратят ее в необходимую для этого человека веху в духовном пути. Как и говорит апостол Павел: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Например, в житии преподобного Серафима Саровского мы читаем, что его трехлетняя молитва на камне была обусловлена сильной духовной бранью, которую воздвиг на него диавол. Из-за чего была эта брань? Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: из-за того, что святой Серафим отказался от игуменства в некоем монастыре, хотя начальство и упрашивало его. По рассуждению великого оптинского старца, это была ошибка преподобного Серафима, за что тот понес тяжелейшую брань; но в контексте всего жития Саровского чудотворца этот подвиг был необходим как новая ступень к его духовному росту.

Поэтому мы должны понимать: воля Божия не есть что-то такое, что необходимо угадать, как в спортлото. Нет! иначе нужен был бы не Христос, а оракул. Помолившись, посоветовавшись, человек принимает решение по совести, и Бог уважает такой выбор, ибо он сделан не по лукавству. Ошибся человек – Бог поправит. Упорствует человек – Бог накажет, вразумит. Спасение есть процесс синергичный, в котором участвуют как Божественная воля, так и человеческая. И не нужно представлять нашего Господа, Который есть Любовь, в образе составителя труднорешаемых задач по высшей математике. Господь не хочет нас запутать и не поставляет нам препятствий на пути ко спасению, но убирает их. Бог желает открыть нам Свою волю! Путаемся мы сами, в нашем собственном невежестве и нежелании жить честно.

Итак, подведем итог. Фундаментальные положения воли Божией изложены в Писании. Хорошее знание Писания, при правильном, церковном его понимании, образует православное мировоззрение, которое помогает человеку жить по воле Божией. Для отдельных случаев, требующих особых решений, у нас есть голова на плечах, сердце в груди, и совесть – голос Божий в человеке. При этом еще всегда есть те, с кем можно посоветоваться. Воля Божия определяется в синергичном процессе взаимодействия Бога и человека.

Пусть Христос научит нас жить просто, жить чисто, жить по совести, чтобы исполнить нам святую волю Его, благую, угодную и совершенную!

Источник: pravlife.org

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi