Цитата дня

«Ложь - это заблуждение разума, а зло - заблуждение воли. Признаком, по которому определяется то и другое есть суждение самого Бога... то, чему Он учит человека - истина, то, чего повелевает желать - благо, а [всё], противоречащее этому, полно лжи, полно зла» (св. Николай Кавасила)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Три добродетели, без которых не спастись
Беседа на апостольское чтение 37-й Недели по Пятидесятнице

Сергей Комаров

Апостольское чтение нынешнего воскресного дня взято из Первого Послания святого Павла к Тимофею. Церковь называет это Послание «пастырским», так как в нем Павел говорит, какими должны быть церковные пастыри и в чем их назначение. Можно спросить: есть ли смысл читать письмо к Тимофею мирянам? Есть. Через Тимофея Павел сказал всему миру – пишет Златоуст.

Отделяя общее от личного, мы должны воспринять главные идеи апостольских слов и учиться применять их в нашей христианской жизни. Давайте рассмотрим некоторые мысли апостола из сегодняшнего чтения.

«Мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого» (1 Тим. 4:10), – пишет Павел Тимофею. Здесь апостол говорит об основных составляющих нашей религии, о «трех китах», на которых держится вселенная христианской жизни. Это труд, терпение скорбей и упование на Бога.

Труд. Принадлежность к Православной Церкви обязывает человека трудиться. Настоящий христианин всегда труженик и подвижник. Церковная история не знает ленивых святых.

В житиях святых мы можем найти довольно честные признания множества их человеческих немощей. Например, Григорий Богослов был наивен и обидчив, мог довольно некрасиво обругать епископа. Николай Японский, уже будучи иеромонахом, многие годы не находил в себе сил бросить курить. Некоторые святые страдали антисемитизмом. Вообще, мир святых – это не идиллия и не лубочная картинка, как нам иногда кажется. Святой не значит идеальный.

Но, братья и сестры, среди них не было лентяев. Все они, от первого до последнего, были неутомимыми тружениками. Поэтому каждый стремящийся к святости христианин имеет священную обязанность ежедневного труда: физического, умного, молитвенного, нравственного.

Далее Павел говорит о терпении скорбей: «И поношения терпим...» Каждый христианин – это крестоносец. Мы пришли в мир, который «лежит во зле» (1 Ин. 5:19), в котором «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Мы не пришли сюда, чтобы хорошо здесь устроиться. Здесь не время наслаждений и отдыха, но «время трудов, скорбей, смертей» (свт. Феофан Затворник).

Причем эту реальность, в которой мы живем – реальность греха, болезни, смерти – создал сам человек. И сам по себе, без Бога, он не в силах победить ее. Жизнь в падшем мире, зараженном грехом – это и есть наш общий христианский крест. И если человек этого не понимает, его трудно назвать христианином.

Если же вдруг овладеет нами беспокойное желание поиска справедливости в мире (в котором ее не было и нет), то давайте, братья и сестры, начнем с себя. Заглянем к себе в сердце, поищем справедливости. О, мы найдем ее! Но только это будет та справедливость, имя которой эгоизм. Поиск именно этой справедливости выводит на улицы тысячи митингующих и в конце концов сталкивает их лбами между собой, ведь правда-то у всех разная!

Да не будет так у нас. Мы будем желать правды Божией, как заповедует Христос. Мы будем помнить слова Господни: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12:19). Да не дерзнет наша немощная рука произвести свой суд и свою правду прежде суда Божьего, вопреки правде Божией! Он Судья, он Единый, Ведущий сердца. Он решает, Он судит, Он казнит и милует. Но Он и Помощник, и Утешитель во время скорби – скорби, которую неминуемо суждено христианину нести на земле.

Не будем же в скорбях наших терять помощи Вышнего, надеясь на свою силу, на свою правду, на свою справедливость. Как бы трудно ни было тебе, христианин, в любых печалях и напастях помни слова Христовы: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Претворивший воду в вино способен и нашу скорбь превратить в радость.

Сладкими словами об уповании на Бога заканчивается выбранный нами стих. «Мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого», – говорит Павел. Горе было бы нам, если бы мы трудились и поношения терпели, не имея упования, не имея надежды. «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор.15:19).

Жизнь нашу можно уподобить длинному, порой темному туннелю, в конце которого мерцает какой-то свет. Нам тяжело идти, мы то и дело спотыкаемся, падаем, получаем ссадины, царапины. Часто нам кажется, что свет пропадает, и нам становится страшно. И здесь главное – верить и уповать, верить и идти. Идти к свету, который горит для нас, к свету, в котором не будет уже никакой тьмы. От упования и веры – к свету и спасению. От жизни земной – к Царствию Небесному.

Итак, запомним троицу добродетелей, о которых сообщает нам сегодня апостол Павел. Труд, который сегодня должен быть не только молитвенным, но и умным. Читать, думать, учиться. Терпение скорбей – постоянный крест христианина, независимо от его места жительства и социального положения; крест, который дан нам для спасения. Сбрасывающий его берет на себя другой крест страшной тяжести – крест богоборчества. Упование на Бога живого – радость веры и ощущение присутствия Господа в моей жизни.

Труд, терпение, упование – священная триада, подаренная Богом – пусть будет нашим путеводителем к Тому, Кто больше всех на земле трудился, и терпел, и уповал. К Нему, Христу Иисусу, Господу нашему, пусть будут направлены все помышления наши; ради Него будем трудиться, терпеть и на имя Его уповать.

Источник: pravlife.org