Цитата дня

Иисус Христос сказал: "Все, что сделали вы людям, то сделали Мне"

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Христос – Бог не только Нового Завета, но и Ветхого
Беседа на апостольское чтение 2-й Недели Великого поста

Сергей Комаров

Первая глава Послания к евреям, из которой мы читали сегодня, утверждает божественность Иисуса Христа, а также показывает Его неизмеримое превосходство над Ангелами. Апостол Павел говорит об этом, так как уже в его время существовали гностические секты, учащие, что Христос всего лишь Ангел, посланный Богом.

И вот именно Ему, Христу, апостол адресует стихи из 101 псалма: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр. 1:10–12).

Удивительное дело! Как, наверное, все помнят со школы, согласно второму закону термодинамики, в материальном мире действует закон деградации и смерти. Все самозамкнутые системы (а именно таковой является наша солнечная система) склонны к разрушению. До недавнего времени ученые считали, что это касается только физиологических и биологических систем, но не всей вселенной, ибо она вечна. Однако на сегодняшний день наука признает, что вселенная стареет. Поэтому с сегодняшними словами Писания о том, что творение «обветшает как риза», современное научное знание скорее всего согласится.

Но тут есть еще одна чудесная и необъяснимая вещь. Дело в том, что жизнь на земле в общем преодолевает процессы деградации и смерти. Жизнь самообновляется, она неубиваема – хоть вселенная и стареет. Ученые по-разному пытаются это объяснить, но общего мнения нет, есть только предположения. А мы, верующие, знаем, Кто поддерживает жизнь – Тот, Кто создал жизнь и Кто Сам есть Путь, Истина и Жизнь. И Писание говорит нам сегодня, что небо и земля обветшают, как риза (т. е. как одежда), и изменятся – т. е. перейдут в новое состояние, но при этом Тот, Кто создал материальный мир, останется неизменным.

Дальше апостол сравнивает Ангелов со Христом: «Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (Евр. 1:13). Это риторический вопрос, который в данном случае подразумевает отрицательный ответ. Действительно, никому из Ангелов Бог не скажет: «Седи одесную Меня». Никакой Ангел не имеет чести сидеть справа от Бога-Отца (сидение справа от царя в древних культурах означает равноправие). Христос же, образно говоря, сидит одесную Отца, ибо Он единосущен Отцу и равноправен.

А святой Павел дальше продолжает рассуждать об Ангелах: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14) Действия Ангелов – служебные, действия же Христа – царские. То слуги, а это Царь. Есть разница? Еще какая!

«Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр. 2:1), – заключает свою мысль апостол Павел. Нам надо понимать, в Кого мы веруем и Кто нас спас. Дело в том, что мы часто воспринимаем Христа односторонне, забывая другую Его сторону, которая может казаться нам жесткой и суровой. Мы воспринимаем нашего Господа как доброго, всепрощающего, любвеобильного, терпеливого Бога. И это правда, но еще не вся. Да, Он любит нас и всегда готов принять наше покаяние. Да, для Него каждая душа на вес золота. Да, Он долготерпелив и многомилостив.

Но мы порой совсем забываем и другое. Христос – это тот же Бог, Который некогда убил все живое водами потопа. Он Тот, кто умертвил всех первенцев Египта, а потом – тысячи египетских воинов, гонящихся за Израилем. Христос – Тот же Бог, который среди грома и молний дал Израилю закон на горе и определил строгое наказание за непослушание, так что даже собирающий дрова в субботу, вопреки закону, был предан смерти.

Это тот Бог, который решил мгновенно уничтожить всех евреев, кроме Моисея, за их идолопоклонство и не сделал сего только по молитве Моисея. Это тот, кто все же не оставил в живых никого из этих идолопоклонников, до входа в землю обетованную – их кости остались лежать в пустыне. Это тот, кто сбросил в открытую пасть земли первых протестантов – Корея, Дафана, Авирона с их семьями.

Он, Христос, повелел беспощадно уничтожать языческие племена, жившие в Палестине, не жалея ни женщин, ни детей. Он, Христос, лишил жизни Ананию и Сапфиру за их обман. Он же ослепил Симона Волхва за его попытку купить себе рукоположение. Он, Христос, попустил жестокому Ироду казнить тюремных стражей, после того как Ангел невидимо вывел Петра из темницы.

Это тот Христос, о котором апостол Павел говорит: страшно впасть в руки Бога Живаго! Это тот Христос, перед которым возрыдают все племена земные и Суд Которого будет страшен! Это Христос, которого апостол Иоанн видел как «облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, – пишет Иоанн, – то пал к ногам Его, как мертвый» (Откр. 1:13–17). Это тот самый Бог, который «поражает народы жезлом железным; и сокрушает их, как сосуд горшечника» (см. Пс. 2:9). Тот, чей гнев страшен и кто отправит ненавидящих Его в вечные муки озера огненного.

Христос есть владыка неба и земли, повелитель жизни, Судья живых и мертвых. Захочет – умертвит. Захочет – оживит. Да, в Нем полнота любви – но вместе с этим Он страшен и непостижим, ибо Он Бог, Яхве Элогим.

Давайте об этом помнить и на это обращать внимание, читая Священное Писание и размышляя о Христе. Не только притчу о блудном сыне нужно читать, но и все остальные тексты. И божественную любовь к нам нужно понимать правильно. Мы грешны, но Бог Свят, и Божественная святость может преломляться в отношении к нам очень и очень жестко, ибо грешник исправляется тяжело, а Бог желает нас исправить. Любовь Божья может быть довольно сурова к нам.

Да, Бог долго ждет нашего покаяния, но есть пределы греха, за которыми исправления уже быть не может, есть «глубины сатанинские». И тех, кто попирает Божьи заповеди и движется к этим глубинам, огненные очи Христа могут попалить и уничтожить. Христос имеет такую силу, что небо и землю Он в один прекрасный миг свернет в трубочку, как сворачивают в магазине одежду. И мы должны понимать, в какого Бога мы веруем и чем чревато непослушание Ему, лукавство по отношению к нему или, не дай Бог, борьба с ним. «Тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44), – сказал Христос Сам о Себе.

С Богом нельзя играть. Мы часто ведем себя с Богом так, как не позволяем с близким человеком себя вести: обещаем и не делаем, поступаем прямо против того, что Он сказал, не интересуемся Его мнением в важных жизненных решениях, суем Ему деньги вместо того, чтоб отдать Ему свое сердце; без страха болтаем о Нем всякую ерунду, шуточки позволяем рискованные. Его надо чтить, бояться, перед Ним надо благоговеть и трепетать – и, очищая себя для Него, понемногу учиться любить Его. Потому что мы слишком истрепали слово «любовь», не имея при этом самого начального страха Божьего. А страх Божий – это есть начало премудрости, как говорит нам Писание: «Бойтеся Бога вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его» (Пс. 33:9). Если не научиться Бога бояться, то и любовь к Нему будет неправильная – панибратская, дерзкая, в протестантском страстном духе.

Так что будем знать, в Кого мы уверовали, чтобы не проповедовать нам иного Иисуса, чтобы не нарисовать себе в воображении ложного образа Божьего – ибо каков Бог, такова будет и жизнь верующих в него. И мы должны знать, что наш Бог любвеобилен – но грозен, как полки со знаменами. Он многомилостив, но и справедлив (хотя некоторые святые и говорили: «если Бог справедлив, то я погиб»). Он жалеет грешника, но ненавидит грех. Он долготерпит, но Его долготерпение имеет какую-то таинственную воспитательную меру – и не дай Боже нам эту меру исчерпать.

Христос, истинный Бог наш, да подаст нам истинное познание о Нем, чтобы наша вера была апостольской, святоотеческой, православной.

Источник: pravlife.org