Цитата дня

«Человек состоит из тела и души, а потому и путь жизни его должен состоять из действий телесных и душевных - из деяния и умосозерцания» (Преп. Серафим Саровский)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Прзднуют ли православные субботу? О нашем субботстве во Христе.

Сергей Комаров

Упокоение сердца в Господе Иисусе Христе – это и есть христианское «субботство»

Великим Постом Церковь читает на субботних и воскресных Литургиях послание апостола Павла к Евреям.

Пожалуй, эта книга одна из самых трудных, но и из самых интересных в Новом Завете. В ней поднимаются темы, которые мы не найдем в других библейских текстах. Одну из таких тем хотелось бы обсудить.

В 3й главе послания апостол доказывает превосходство Христа над Моисеем. При этом Павел цитирует 94й псалом, в котором царь Давид предупреждает своих современников о необходимости послушания Господу, и приводит плачевный пример неверия евреев Исхода: «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне… Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Евр.3:7-8,11).

Как мы видим, события ветхозаветной истории имеют прямое отношение к нам, и являются прообразами христианской жизни. В приведенных Павлом стихах 94го псалма обратим внимание на слова «ныне» и «покой». Эти два термина будут основой нашего разговора.

Идем далее. В той же главе апостол пишет: «Наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом… доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота»»(Евр.3:13,15).

Итак, снова повторяется (дважды!) слово «ныне». Апостол не случайно акцентирует внимание на этом понятии. Но об этом – чуть позже. А пока заметим: Павел вновь упоминает о древних евреях, ожесточивших свои сердца и умерших в пустыне за неверие. Еще раз скажем: их непослушание и смерть имеют самое прямое отношение к нам.

В 4й главе Павел вновь вспоминает об Исходе евреев из Египта, и говорит: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» (Евр.4:1). Удивительный стих! Оказывается, хоть погибшие в пустыне иудеи и не вошли в покой Божий, место все же остается «вакантным». Туда можем войти мы: «еще остается обетование войти в покой Его. И апостол тут же подтверждает свою мысль: А входим в покой мы уверовавшие» (Евр.4:3).

Уже несколько раз прозвучало слово «покой». Как его понимать? В какой «покой» должны были войти евреи, и апостол Павел приглашает войти нас? Объясняет святитель Афанасий Великий: «Писание указывает нам на троякий покой: первый покой – плотской, покой субботний; второй покой – восшествие в землю обетования, каким упокоил их Иисус (Навин); и третий покой – небесный, который здесь и имеет в виду слово».

Действительно, вхождение евреев в землю обетованную не было лишь географическим перемещением, но имело духовное значение. Перейдя Иордан, сыны Израилевы должны были не только упокоиться от странствий и поселиться на плодородных местах, но и пребывать в служении Богу, войти в покой богообщения. Часть из них умерла в пустыне за неверие и непослушание, а остальные, хоть и вошли в святую землю, вскоре развратились и впали в идолопоклонство. Впоследствии они потеряли и саму территорию, и до сего дня не обладают всей площадью земли обетованной. Они и в самом деле не вошли в покой Божий – ни телесно, ни духовно.

Они не вошли, но обетование о покое остается. Поэтому Павел пишет: «еще остается обетование войти в покой Его»; и прибавляет: «и нам оно возвещено, как и тем» (Евр.4:2) – т.е. древним евреям, а также современникам Давида, к которым он обращается в 94м псалме.

Но самое главное еще впереди. Нас ждет еще один, последний фрагмент текста. В контексте всего сказанного апостол неожиданно начинает речь о седьмом дне, который он связывает с терминами «ныне» и «покой». Внимательно прочитаем следующие стихи – в них сложная богословская конструкция Павла получает завершение. «Ибо негде сказано о седьмом [дне] так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. И еще здесь: «не войдут в покой Мой». Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, [то] еще определяет некоторый день, «ныне»… Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр.4:4-7,9).

«Ныне», «покой», «седьмой день», «субботство». Как видим, все эти понятия у Павла связаны. Попытаемся осмыслить прочитанное.

Закончив творение мира, Бог «почил… в день седьмый от всех дел Своих». Состояние духовного покоя Он желал даровать и богоизбранному народу, но для этого они должны были избавиться от египетского рабства и служения ложным богам, и войти в землю обетованную. Большая часть евреев Исхода не вошла туда за неверие. Те, кто все же вошел, из-за того же неверия не обрели покоя в Боге (а это было главное, что они должны были искать в Палестине). Люди оказались неверны, но обетование осталось действенным. Это понимал Давид, который в 94м псалме предупреждал своих современников о возможной потере обетования по причине непослушания Богу.

Более чем через тысячу лет апостол Павел предлагает христианам то же обетование, предостерегая от неверия и непослушания Христу. Причем время спасения Моисей, Давид и Павел определяют как «ныне» – т.е. сегодня.

Для христиан войти в «покой» Божий значит обрести состояние субботства. Есть календарный седьмой день (в богослужебном календаре суббота является седьмым днем недели), а есть состояние седьмого дня – «субботство» (греч.σαββατισμος – празднование субботы). Упокоение сердца в Господе Иисусе Христе – это и есть христианское «субботство».

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:28-29) – говорил об этом Сам Господь. Недаром христиане уже ко второму веку отказались исполнять иудейскую субботу – ибо они уже вошли в состояние субботства во Христе. Ученики Христовы празднуют прославленную субботу, исполняя четвертую заповедь Декалога по-новозаветному.

Да, мы выделяем субботу из всех остальных дней недели тем, что обязательно служим Литургию, не кладем земные поклоны даже и Великим Постом, вспоминаем усопших и всех святых. Суббота – праздничный день. Но субботство как состояние покоя души в Боге мы должны ощущать не только в седьмой день богослужебной недели, но каждое мгновение жизни – т.е. «ныне». «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2Кор.6:2). «Ныне – всякое время после смерти и Воскресения Христа. День спасения начался, продолжается и завершится в «День Господень» Вторым Христовым пришествием, всеобщим воскресением и Судом Божиим» – писал архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

«Ныне» апостола Павла меняет отношение к жизни, и заставляет понять, что время нашего бытия есть время спасения. Каждая минута жизни влияет на качество нашей вечности, каждое мгновение должно быть наполнено христианством. Из этой идеи произрастает святоотеческое учение о непрестанной молитве, памяти о Боге, памяти смертной. «Субботство», «ныне» – это стремление быть всегда в Боге и с Богом.

Церковь – это непрерывное «субботство». Все в Церкви служит для непрестанного богообщения – службы, книги, проповеди, церковное искусство. Кто отказывается от Церкви, тот отказывается от субботства и от пребывания в Боге. Церковь – это и есть «ныне», это «день спасения» в действии. Церковь всегда с Господом, она круглосуточно и круглогодично служит ему. Литургия заканчивается на одном часовом поясе и начинается на другом – молитва вселенской Церкви не смолкает никогда.

У Церкви другое ощущение времени. Она уже со Христом, но также и приготовляет себя как на брак с Ним, будучи невестой Агнца (см.Отк.21:9). Церковь вспоминает на Литургии «второе и славное» Христово пришествие. Она готовит нас к Царствию Божьему, и она сама и есть это Царствие. Церковь – «субботство» души в Боге, то самое «ныне», спасение здесь и сейчас. Обрести «субботство» – значит очищать свое сердце для Господа и жить в Церкви. И, как в эпоху Моисея и Давида, условие для вхождения в состояние седьмого дня – вера в Бога и послушание Ему.

Обетование Божие о покое и субботстве предлагается и нам.

«(Следует напомнить), что полагающих, будто человекам невозможно достичь такого (полного) исправления и стать новой тварью чистого сердца, апостол в «Послании к Евреям» ясно уподобляет тем, которые за свое неверие не удостоились войти в землю обетованную и кости которых пали в пустыне (см.Евр.3:17-19). И то, что там называется «землей обетованной» и истреблением семи народов, здесь в сокровенной форме обозначает искупление от страстей и любовь от чистого сердца, благой совести и нелицемерной веры – на них, как на цель всякой заповеди, и указывает апостол. Это и есть истинная земля обетованная, ради которой всё преобразовательно было явлено Моисеем там… Покой же истинных христиан есть искупление от греховных страстей, а также полное и явное вселение Святого Духа в чистое сердце» - писал преподобный Макарий Египетский.

Вот так в послании к Евреям апостол Павел объединяет прошлое, настоящее и будущее. Он вспоминает древних евреев и предостережение Давида, адресует свои слова современникам, а теперь их читаем и мы, христиане 21 века. Обетование Божие о покое и субботстве предлагается и нам. Павел как бы объединяет два Завета, связывая воедино разные вехи домостроительства нашего спасения. Сам апостол, евреи, к которым он пишет, и мы, живущие теперь – все мы живем в «день спасения».

С помощью ветхозаветных цитат Павел говорит сегодня, что Сам Бог взывает к нам с верою принять дарованное во Христе спасение. То спасение, двери которого открывает для нас Церковь, приглашая вкусить «покой» и «субботство» будущего века. Когда же можно туда войти? «Ныне», сейчас. Будем же внимательны, чтобы не оказаться среди опоздавших.

Источник: spzh.news