Цитата дня

 Не желай, человече, быть почитаемым и славимым от людей, чтобы не лишиться тебе славы Божественной. Не слишком утешайся славою мира сего – да не будешь внезапно огорчен бесчестием. После славы и почитания человеческого обычно следует часто и неожиданно бесчестие, после земного благополучия – тщетность его, после веселия и плотской потехи – скорбь и печаль, ибо век сей переменчив и все вещи – дела и явления – в нем преходящи: за благополучием, вслед его (созади), всегда следует перемена и неблагополучие (Святитель Димитрий Ростовский)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Праздник одиночества Бога. А вовсе не освящения верб.

Протоиерей Георгий Митрофанов

Что привело тогда людей ко Христу, помимо того, что все ожидали общего праздника Пасхи? Удивительная история воскрешения мертвеца, Лазаря четверодневного, чудо. Если возможно воскрешение мертвеца, то почему бы этому Человеку не оказать помощь нам, живым? А еще, самое главное, так хочется посмотреть на нечто сверхъестественное, ощутить некую силу, которая, возможно, в этом мире обратится по отношению к тебе чем-то для тебя нужным, значимым. И в контексте подобной, во все времена распространенной среди людей мотивации их отношения к Богу этот праздник предстает как свидетельство поразительного одиночества Бога среди людей.

Христа, хорошо осознававшего и глубоко переживавшего предстоящие Ему страдания, главное из которых – человеческая измена, человеческое предательство. Предательство не только апостола Иуды, но и отречение других апостолов, предание Его на смерть не только врагами, но и теми людьми, которые торжественно встречали Его, а на самом деле уже были в чем-то приготовлены к тому, чтобы предать Его.

Поэтому прежде всего нужно задуматься над тем, что этот праздник – глубокий и очень драматичный, открывает череду служб Страстной седмицы. При этом надо иметь в виду, что слово «праздник» в христианском смысле отнюдь не предполагает собой некоего поверхностного веселья и безмятежной радости. И если попробовать обозначить смысл этого праздника лаконично, то можно было бы сказать, что этот праздник предстает как иллюстрация непостоянства человека по отношению к Богу, потребительского отношения человека к Богу, готовности человека предать Бога, даже тогда, когда он только что, как кажется, принял Его всем своим сердцем. Вот об этом мы чаще всего забываем.

Нам нужен Бог, Который делает нашу жизнь спокойной

Да, тогда были пальмовые ветви, ими выстилали путь Спасителю и радостно, вдохновенно размахивали ими. Сейчас у нас – веточки верб, и мы, норовя пропихнуть эти ветки под окропление святой водой, размахиваем ими так же, как тогда жители Иерусалима. И мне нередко кажется, что мы хотим не столько порадоваться встрече с Богом, сколько отмахнуться от Бога. Отмахнуться этими заменяющими в наших руках пальмовые ветки вербами от Того Самого Бога, Который ожидает от нас в предстоящий период Страстной седмицы сопереживания, сострадания, несения нами с Ним вместе Его креста.

Нам не нужен Его крест. Нам не нужен собственный крест. Нам нужен Бог, Который является таким, каким мы хотим Его видеть: Бог, Который воскрешает мертвецов, а жизнь живых делает еще более спокойной и благополучной.

К сожалению, нечасто во время праздника Входа Господня в Иерусалим людям напоминают об этих аспектах праздника. Потому в этот день, как и в другой, довольно печальный по сути праздник Богоявления, Крещения Господня, происходит профанация памяти о Христе. Профанация этих величайших событий Священной Истории, когда происходит таинство приобщения не людей к Богу, а Бога к людям. Праздника, когда Бог становится для людей, как ни странно, наиболее близким, а значит, наиболее уязвимым. По-человечески уязвимым их страстями, их не просветленными светом истины помышлениями о Боге.

Что мы ждем от этого праздника? Освятить вербу, немножечко ослабить пост и потрапезничать повеселей и покалорийней, чтобы потом якобы погрузиться в печаль Страстной седмицы. Но для многих этот праздник становится либо великим испытанием, либо, еще чаще, искушением.

Миссионерское значение праздника Входа Господня в Иерусалим огромно. Но к ветвям вербы это не имеет никакого отношения. Это значение для меня заключается именно в том, что праздник напоминает нам о том, что не только Бог нужен людям, но и они нужны Богу.

Однако дух потребительского отношения людей к Богу на протяжении веков нередко овладевал людьми, и день Входа Господня в Иерусалим выразительно продемонстрировал это столь распространенное искушение. Этот день, действительно, ознаменовывает начало страстей Христовых, начало того великого предательства, которое совершили люди, включая и отрекшихся от Христа апостолов, оставивших Его, которое будет повторяться в истории Церкви многие века.

Почему вербы не так важны для детей

А верба… Вербу можно освящать, можно не освящать. Это праздник не освящения верб. Это праздник, говорящий о том, что Бог ждет от нас соработничества и сострадания к Себе. К чему мы, как правило, не очень склонны.

Верба в данном случае не имеет никакого значения. А при том, как этот праздник существует у нас – в чьих только руках эти вербы не оказываются в день этого праздника, как потом эти вербы выбрасываются, отбрасываются уже через несколько дней, мне иногда кажется, что лучше бы этих верб вообще не было.

Вся эта давка с вербами в храмах напоминает больше о чисто мирских, языческих страстях – желание что-то получить бесплатно, особенно нечто, что имеет какой-то магически сверхъестественный смысл, гарантирует тебе защиту от каких-то неприятностей, символизирует для тебя приобщенность к какой-то иной особой категории людей.

Для меня эти ряды верб, окропляемых святой водой, – своеобразные частоколы, отделяющие людей от Христа.
Как это было с пальмовыми ветвями тогда в Иерусалиме. А потому нет ничего удивительного, что рвущиеся к вербам люди ведут себя в этот христианнейший праздник отнюдь не по-христиански.

Говорят, что вербы важны для детей, позволяют им приблизиться к празднику, поскольку его смысл пока им не понятен. Но не надо считать детей недоумками. Наоборот, детские сердца подчас гораздо более отзывчивы ко лжи, ко злу, чем нам кажется.

Так что почему бы не поговорить с ребенком о том, как Христос входил в Иерусалим, въезжая на осле, Он был окружен толпами людей, которые очень скоро поведут себя совсем не так, как должно, и что, может быть, в тот момент самым близким существом Христу окажутся не торжествующие люди, а этот ослятя, бессловесная тварь, на которой Господь въехал в Иерусалим. По крайней мере, она не предаст Его так, как предадут Его люди, восторженно встречавшие в Иерусалиме.

Здесь повод задуматься, а не предавал ли ты Бога, не обижал ли ты Христа, не было ли в твоей жизни таких событий, когда тебе было плохо, когда ты что-то хотел получить от Христа и звал Его, а когда тебе было хорошо, забывал Его. И уж тем более, думал ли ты о том, когда Христос ожидал от тебя какого-то отзвука, а ты не помог Ему, ты не увидел Христа в каком-то больном своем товарище, которого не навестил и так далее. Вот о чем надо говорить в праздник Входа Господня в Иерусалим с детьми.

Источник: Правмир

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi