Цитата дня

«Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела, не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину» (Преп. Серафим Саровский)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Первое Послание к Коринфянам – письмо о жизни в Церкви
Беседа на апостольское чтение 13-й Недели по Пятидесятнице

Сергей Комаров

В нынешнее воскресенье Церковь оканчивает богослужебное чтение одной из самых замечательных Книг Нового Завета – Первого Послания апостола Павла к Коринфянам. Эта книга читалась на Литургии почти два месяца. Хотя еще несколько отрывков из этого Послания будут прочитаны на следующей неделе, но основной объем текста уже пройден, и сегодня мы слышали заключительные слова из последней главы: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16:13–14).

Рискну предположить, братья и сестры, что большая часть этой книги ускользнула от нашего внимания, прежде всего потому, что апостольские зачала читаются ежедневно, а по будням мы ходим в храм редко. Хорошо поступает тот, кто проходит все читаемое в Церкви дома, – но мало кто из нас делает это. Поэтому давайте поговорим сегодня об этой книге в общем, пунктиром обозначив ее главные темы.

Пожалуй, главная ценность Первого Послания к Коринфянам в том, что оно показывает жизнь во Христе как жизнь в Церкви и жизнь в Церкви как жизнь во Христе. Что имеется в виду?

Давайте мысленно напишем на воображаемой доске два красивых слова: «христианство» и «Церковь». Первое слово у большинства наших граждан вызывает, как правило, положительные эмоции: христианами себя считают почти все. Но со вторым словом ситуация гораздо более сложная. Значительное число людей, называющих себя христианами, в Церковь входить не хотят.

Так вот, все Послания апостола Павла, а в особенности же Первое Послание к Коринфянам, однозначно ставят знак равенства между этими двумя словами – «христианство» и «Церковь». Для Павла христианства вне Церкви не существует. Все его наставления обращены к христианским общинам – по сути, к поместным Церквам.

И нам твердо нужно помнить это, чтоб не соблазниться извечным жужжанием безбожного мира: «Бог должен быть в душе, и больше ничего не нужно». Неправда! Если уж Бог в душе, то нужно воспринять и те средства, которые Он дал для спасения души, а все эти средства находятся в Церкви. «Зачем мне посредник?» – спросит кто-то. Но Церковь не посредник. Это само спасение в действии.

Причем апостол Павел неоднократно подчеркивает в этом Послании необходимость единства как внутри общины, так и между общинами разных городов – единства в духе и в учении. Говоря об этом, Павел использует образ тела: «все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом.... членов много, а тело одно», – говорит он (1 Кор. 12:13; 20). В связи с этими словами мы можем вспомнить протестантскую идею о Церкви как о множестве не сообщающихся между собой общин или людей. Но апостол Павел говорит о Церкви как о едином организме.

Далее, что еще интересно: проповедник показывает жизнь древней Церкви не только как икону, а как отражение многих современных церковных проблем и болезней. Апостол обличает коринфян во множестве недостатков. К ним относятся: внутрицерковные разделения на различные партии, факты безобразнейшего блуда (некто из верующих жил с собственной мачехой как с женой), непонимание сути духовных дарований, неверие в воскресение мертвых, случаи вкушения идоложертвенного, бесчинства в церковных собраниях, движение эмансипации среди женщин, судебные процессы между членами одной общины и многие другие болезни церковной жизни.

Ситуация в Коринфской Церкви, скажем мягко, была печальная. Но, все эти нравственные проблемы не мешают Павлу называть общину Коринфа Церковью. И здесь мы должны понять важнейшую мысль о Церкви. Церковь – это не общество безгрешных людей, но больница. Здесь лечатся, а не блистают святостью. Да, святость есть наше призвание. Но путь к ней – долгий путь лечения горькими травами и прижиганиями.

Знаете, есть такие доктора, которые, прищурившись, спрашивают больного: быстро будем лечить или медленно? Если больной неопытный, он тут же выпалит: конечно, быстро! Если же умен и опытен, то смиренно ответит: будем лечиться, не торопясь. И такой ответ правильный, потому что приобретенное десятилетиями редко лечится за неделю. Нужно и помучиться, и пострадать, и проявить послушание медицине. И мы видим, что апостол Павел, как мудрейший врач, терпеливо лечит своих пасомых – где советом, а где и прижиганием (обличением и строгим предупреждением).

Что еще важного для нас в этом Послании? Интересно, что, рассуждая о внутрицерковных разделениях, Павел начинает говорить как будто бы о совсем другом и произносит свое знаменитое «Слово о Кресте». «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия», – говорит он (1 Кор. 1:18). «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие... Немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1:23, 25). Здесь апостол переносит разговор о проблемах общины совсем в другую плоскость.

Так поступал и Христос. Его, творящего чудеса и учащего людей, спрашивают фарисеи: «Какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» (Мф. 21:23). А Он на вопрос отвечает вопросом: «Крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков?» (Мф. 21:25). Его просят поговорить с эллинами, а Он отвечает вроде как совсем не по теме: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:23, 24). И далее речь Его переходит во вдохновенную молитву Небесному Отцу, и про эллинов уже не упоминается. Фарисей Никодим приходит к Нему ночью и говорит: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). А Христос вновь отвечает как бы не по смыслу: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).

Подобные диалоги Нового Завета хорошо показывают нам, как встречаются человек и Бог, время и вечность, тленное и нетленное. Евангелие говорит человеку о небесном, а человек почти всегда думает о земном. Так бывает и в наших отношениях с Богом: мы говорим, Он отвечает, и мы ничего не понимаем, и жалуемся, что Бог нас не слышит. Между тем Он слышит все. Но Он говорит о небесном, а мы – о земном. Поэтому диалога часто не получается.

Конечно же, братья и сестры, нам сейчас недостанет времени, чтобы вспомнить все то важное, о чем говорит Павел в этом чудесном Послании. Нужно было бы сказать о замечательном Гимне Любви, воспетом Павлом в 13-й главе: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится» (1 Кор. 13:4); о том, как апостол говорит на тему брака в 7-й главе; о 6-й главе, где написано, что тело наше есть храм Божий; о 15-й главе, где доказывается догмат о телесном воскресении мертвых; о рассуждениях Павла в отношении еды («пища не приближает нас к Богу»); о Предании, о Евхаристии, о сути духовых дарований – в общем, почти о всех темах церковной жизни, которые описал Павел в этом удивительном письме о Церкви и жизни в ней.

Не будем пересказывать всего, а лучше придем домой и прочитаем Первое Послание к Коринфянам. Сделаем такой подарок для своей души в воскресный день; подарим делу нашего спасения еще одну внимательно прочитанную Книгу Священного Писания. Эти Книги всегда читаются по-новому и поднимают на один шаг ближе к Богу. Попробуем же подняться на одну ступенечку ближе ко Христу, опираясь на руку апостола Павла.

Источник: Правлайф