Цитата дня

 Если же утверждается добродетель, то рабство исчезает и даруется сыноположение, и смерть бывает сном, успением(Св. Иоанн Златоуст)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Три святителя: размышления о посте и о борьбе с цифровой зависимостью

Протоиерей Владимир Долгихkrest xxc m

12 февраля Православная Церковь празднует день памяти святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Мы помним, что этот знаменательный день был установлен в XI веке результате споров относительно первенства одного из них. Сегодня, естественно, такой вопрос не стоит и мы все прекрасно понимаем, что каждый из святителей, с его жизнью и трудами – драгоценнейшее наследие всего христианского мира.

Мы сейчас находимся в преддверии Великого поста, поэтому, кажется мне, было бы вполне уместно взглянуть на мысли каждого из святителей именно относительно поста.

Начать хотелось бы с очередного напоминания о том, что подлинный христианский пост не замыкается на соблюдении определенного режима питания и воздержания от некоторых продуктов. Здесь и святитель Василий Великий указывает на слова пророка Исайи, который еще в Ветхом Завете отверг иудейский образ пощения и укорял своих единоплеменников за то, что они постятся «для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других» (Ис. 58, 4), а не так, чтобы голос их был услышан на высоте.

И далее пророк Исайя продолжает: «Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо» (Ис. 58, 6). Это бесконечная, избитая, очевидная и всем понятная тема, но при этом напоминать о ней приходится постоянно ведь, как видим, своей актуальности она не теряет ни в VIII веке до Р. Х., ни IV или XXI веке по Р. Х.

Нередко нам бывает тяжело входить в Великий пост, расслабившись и разъевшись на святки, мы долго «раскачиваемся» и не особо стремимся к подлинной христианской аскезе, которая, по-хорошему, должна всегда присутствовать в нашей жизни, не зависимо от церковного календарного цикла. Поэтому святитель Василий и мотивирует нас ловами: «Не сетуй, когда тебя врачуют… Унывая, никто не венчается; смущаясь духом, никто не приобретает победы».

Еще одни мотивационные слова мы можем встретить у святителя Григория Богослова, который говорит о том, что Великий пост – это таинственная жертва каждого из нас человеческим страданиям Бога.

Попробуйте остановиться и хорошенько вдуматься в эту мысль, погрузиться в нее. Мне кажется, что от этого должна вся душа оцепенеть. Кто я такой? Червь, клоп, пес, вечно возвращающийся на свою блевотину (2 Петр. 2, 22) и вдруг, мое мизерное усилие становится жертвой страданиям Бога. Не это ли достойнейшая из целей, ради которой следует бежать, стремится к предстоящим постным дням, вступать в схватку с самим собой.

И вот, что еще крайне важно и что должно стать дополнительным стимулом к борьбе: «В человеческих состязаниях венцы даются после победы, а на Христовых ристалищах – прежде ее», – указывает святитель Иоанн Златоуст.

Казалось парадокс, как награда может предварять борьбу за нее? Но таким уж «непоследовательным» кажется христианство для всякого внешнего умствования, а внутри оно все стройно и гармонично. Поэтому, продолжает святитель Иоанн, Господь и дает нам венцы прежде состязания, дабы внушить страх врагам нашим, возбудить нас на брань и «чтобы, взирая на дарованную нам от Бога честь, мы и не говорили, и не делали ни­чего недостойного Господа». Мы же в классическом костюме или вечернем платье не пойдем на пляж и не станем заниматься спортом. Так и здесь, памятование о даровании каждому из нас венца перед великопостным ристалищем должно дисциплинировать и укреплять.

Следствием указанных мотивационных установок, по слову святителя Григория, должно стать приведение ума в непоколебимое состояние. Любое развлечение мыслей должно быть удалено.

Кажется мне, что это указание как нельзя актуально в сегодняшних реалиях. Искушений для человека хватало во все времена, но сейчас, инструмент для развлечений лежит в кармане каждого из нас. В силу объективных обстоятельств мы не можем удалиться в пустыню или лес на сорок дней, но давайте попробуем сделать так, чтобы на все семь недель поста телефон для нас стал именно телефоном.

Этот текст каждый сейчас читает в интернете, соответственно, каждый читающий использует для этого компьютер или «черное зеркало» . Так пусть постом доступными для нас останутся лишь отдельные православные ресурсы, да и то, наполненные контентом, так или иначе имеющим отношением к посту. Все же остальное: новости, с их бесконечными страстями и эмоциями, подписки в «ютубе» и социальных сетях, и прочий «мусор» надо выбросит «за борт» этого спасительного корабля под названием «Четыредесятница».

Практически все мы больны цифровой зависимостью и сила ее смертельной хватки похлеще любых привязанностей к мясу, тортикам и даже сигаретам. А вот если нам удастся разорвать невидимые узы виртуального мира – это как раз и будет той достойной жертвой, которую мы можем принести распинаемому ради нас Спасителю: «Прекрасное, конечно, дело одобрять и хвалить воздержание, но обладать им – еще прекраснее», – добавляет святитель Иоанн.

Если мы не решимся на тяжелое и «болезненное» отсечение пораженных «органов» нашей души, то и делать в Царстве Небесном нам нечего, ведь, по слову святителя Василия: «Самое пребывание в раю есть образ поста». И образ этот возник не потому, что там человек, подобно ангелам, довольствовался малым, а потому что жившим в раю прародителем и в голову не приходило то, что впоследствии было изобретено нашим пораженным умом.

Святитель Василий писал, конечно же о людских страстях и способах их удовлетворения, но вот добавить к этому еще хотелось бы, что, и ему, пожалуй, на ум не приходило, что человечество придумало в XX-XXI веках. В одном из своих писем он как-то пишет о жизни в городе, как жизни в средоточии демонов, таящем в себе особые опасности. Однако сегодня приходится говорить о том, что этот «Вавилон» уже распространился далеко за пределы мегаполисов. Даже в самом глухом селе вряд ли найдется человек младше пятидесяти лет, у которого нет «черного зеркала».

Если святитель Григорий восклицает: «О если бы непотребный и непостоянный ум, который мечется туда и сюда во многих суетных порывах, мог я, хотя цепною уздою, привести ближе к цели и удержать в сердце совершенно свободным от обольщения!», – то, что уж говорить о нас.

Невольно здесь на ум приходит евангельское повествование об исцелении гадаринского бесноватого (Мк. 5, 1-17), который постоянно разбивал оковы и разрывал цепи его связывающие. Так и любое наше усердие, направленное на преодоление страстей часто оказывается разрушенным их демонической силой, и только Господня помощь способна излечить нас. Потому, вспоминая мысль святителя Иоанна, Бог и дает нам венцы прежде вступления в борьбу.

Дело остается лишь за нашим личным произволением и желанием принять Божий дар. И здесь нет места даже для самых незначительных сомнений или колебаний, нет времени для раскачки и раздумий, но есть лишь маленькое «пространство» для «разгона» в виде подготовительных недель.

У каждого из нас есть целый ворох страстей, и каждый сам их прекрасно знает, но в день памяти Трех святителей, хоть немного обращаясь к их опыту, хотелось сказать о самом наболевшем, а точнее о том, что сам в себе замечаешь.

Приведенные мысли применимы к любому пороку, но цифровая зависимость, в той или иной мере, есть у многих из нас и проявляться она может даже в простой привязанности к познавательным, и даже к ресурсам, наполненным материалами исключительно на православную тему. У нас есть возможность побороться с ней. А Великий пост, молитвы и бумажные книги пусть послужат помощью каждому из нас!

Источник: СПЖ