Цитата дня

«Бог ждет, чтобы мы попросили его о помощи,и только потом вмешивается. Господь уважает нашу свободу» (Старец Паисий Святогорец)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Христос раждается прежде падший воскресити образ

Приближается Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Что ждет нас в храмах? О рождественском богослужении рассказывает заведующий кафедрой библеистики СПДС, автор учебного пособия для семинарий «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин.

 

— К Рождеству, как и к Пасхе, Церковь готовит нас загодя. А как, какими словами, песнопениями?

— Прежде всего, нас подготавливает к Рождеству «малая четыредесятница» — Рождественский пост, который длится сорок дней. Начиная с 4 декабря, с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на утрене во все воскресные и праздничные дни поется катавасия «Хрис­тос раждается, славите…» — это ирмос первого канона Рождества. В протяжении поста есть три дня, в которые поются стихиры предпразднства: 13 декабря, в день памяти апостола Андрея Первозванного, 19 декабря — святителя Николая и 30 декабря — пророка Даниила и трех отроков в пещи огненной. Эти стихиры светлы и трогательны, они говорят о великой, непостижимой разуму тайне Боговоплощения, о благоговейном трепете Марии:

«Како Тя Сына Моего нареку, Раба Твоя ныне сущи? (как я назову Тебя Сыном, будучи Твоей рабой?) Пою, благословлю Тя, подающаго миру велию милость…». Мария обращается к пришедшим волхвам, которые «странен исход и шествие сотвористе и к странствовавшему свыше и странно в Мя Всельшемуся, яко весть (как знает Он Сам), со тщанием приидосте Тому поклонитися, дарующему миру велию милость». Затем Она обращается к Сыну и сообщает Ему: «Дары Тебе приносяще, Сыне, царие приидоша восточнии, Царя Тя уведевше родитися (узнав, что родился Ты — Царь) ливан, и смирну, и злато, и се стоят пред дверьми. Сим повели видети Тя, Младенца, на руку Моею (на руках Моих) держима, древняго Адама старейша».

Это первоначальный период нашего приготовления к празднику. Следующая ступень — это два воскресных дня перед праздником, неделя святых праотец и неделя святых отец. Обе эти недели посвящены праведникам Ветхого Завета, тем людям, которые были предками Спасителя по Его Человечеству, и тем, которые возвестили, прообразовали собой пришествие Христово. Мы вспоминаем «Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака, Иакова, по законе Моисея, Аарона, Иисуса (Навина), Самуила и Давида…». Перечень праведников и пророков Ветхого Завета кончается именем Предтечи Христа — Иоанна Крестителя.

Особым образом мы в каждую из двух недель вспоминаем пророка Даниила и трех отроков: Ананию, Мисаила и Азарию (по-халдейски Седраха, Мисаха и Авденаго), которые были брошены в огненную печь за отказ поклониться истукану — «телу златому», но остались невредимы, даже одежда их не была опалена, потому что Ангел, посланный Богом, сделал так, чтобы посреди печи был как бы шумящий влажный ветер (Дан. 3, 50). Это считается прообразованием чудесного зачатия Приснодевой Спасителя: Она приняла в Себя воплотившееся Слово неопально, так говорится во многих молитво­словиях к Богородице.

— Теперь о предпразднстве Рождества…

— Оно продолжается пять дней — со второго по шестое января. Это самое продолжительное из всех предпразднств церковных праздников.

Самая яркая особенность богослужения препразднства — то, что на малых повечериях (повечерие с каноном совершается вечером, после вечерни, перед утреней) поются каноны, составленные по образцу канонов Страстной седмицы. Например, 2 января (20 декабря) мы слышим два канона — трипеснец по образцу Великого Понедельника и двупеснец по образцу Великого Вторника. 3 января (21 декабря) — трипеснец по образцу Великой Среды. 4 января — полный канон по образцу Великого Четверга. 5 января — трипеснец по образцу Великой Пятницы. Совпадает количество песней канона, тропарей, тексты повторяют друг друга, но слова, говорящие о Страстях Христовых, в канонах предрождественских повечерий заменены словами, говорящими о Его Рождестве. Церковные песнописцы стремились сделать предпразднство Рождества Христова аналогичным Страстной седмице.

— Почему же так? Рождество и Пасха — казалось бы, такие разные, такие далекие друг от друга праздники.

— В богослужении нет ничего случайного. Сейчас мы перейдем непосредственно к текстам и увидим богословский смысл этого сходства. В Великую Пятницу (за день до Пасхи!) Церковь поет: «К Тебе утренюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей безстрастно приклоншемуся, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче». А за день до Рождества, 5 января — «К Тебе утренюю, благоутробия ради Себе истощившему непреложно, и зрак раба от Девы носившему, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче». «Милосердие» и «благоутробие» — разные переводы одного и того же греческого слова. Ради милосердия, ради любви к падшему человеку Бог истощает себя и до рождения в «зраке раба», и до смерти крестной. Мы видим здесь не отдаленность, не различие, а единство двух праздников. Как писал протопресвитер Фома Хопко, «Младенец Иисус лежал в пещере в царствование императора Августа, чтобы лежать во гробе при Понтие Пилате».