Цитата дня

...Ангелы принимают деятельное участие в судьбе че­ловека, если враги нападают на нас со всех сторон, то тем более светлые, любвеобильные Ангелы стремятся защитить нас, если только человек сам сознательно не переходит на сторону зла (преп. Варсонофий)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Почему именно сто третий псалом, в котором говорится о сотворении мира, помещен в начале вечерни?

Иерей Андрей Чиженко

Богослужение Православной Церкви тесно связано со Священной историей Ветхого и Нового Заветов. Оно словно бы иллюстрирует Ее от самого начала, символически и духовно, глубинно связано с Ней.

Именно поэтому чинопоследование всенощного бдения начинается славословием Святой Троице: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков!» Т. е. Бог был всегда. До времени, до сотворения мира. И мы должны славить Его. На что хор от лица народа отвечает «Аминь», что переводится с еврейского языка как «Истинно так» или «Да будет». Далее читается молитва поклонения Святой Троице «Приидите поклонимся…» и поется сто третий псалом, во время которого священник (священник и диакон) совершает каждение всего храма и молящихся.

Сто третий псалом тоже начинается со славословия Богу «Благослови, душе моя, Господа» и визуализирует картину сотворения мира. Начало вечерни – это символ вечного и предвечного существования Бога – Святой Троицы – и сотворение Всевышним мира. Каждый стих этого псалма наполнен глубоким смыслом. Так, например, часть первого стиха «Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (рус. весьма). Во исповедание и в велелепоту облеклся еси» говорит нам о том, что Бог непостижим и не достижим ни для Ангелов, ни для людей в сущности Своей. Он выше и могущественнее всего в мире, Облеченный во исповедание (славословие) и велелепоту (благолепие).

Святой пророк и царь Давид разворачивает перед нами огромное панорамное полотно сотворения мира, которое соответствует первой Книге Ветхого Завета Бытие. Господь облечен в неприступный свет и простирает небеса так же легко и могущественно, как человек расстилает кожу (Пс. 103:2).

Далее развивается мысль о сотворении неба. В начале третьего стиха: «Покрываяй водами превыспренняя (горние чертоги Свои) Своя…» – рассказывается о том, что Земля до потопа покрывалась кольцом из воды, которая была над твердью – видимым небом, атмосферою. Об этом читаем в Библии: «И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды. И бысть тако. И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию. И нарече Бог твердь небо. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день вторый» (Быт 1:6–8). Позже именно это кольцо обрушилось из хлябей небесных во время потопа на Землю и поглотило все живое на ней, кроме спасшихся в Ноевом ковчеге. В 103-м псалме также говорится о сотворении облаков, ветра, невидимого духовного мира и служебных духов – Ангелов небесных. Псалмопевец сообщает нам о том, что святые Ангелы являются слугами Божиими, проводниками Его воли во Вселенной.

Далее из псалма узнаем о премудром устроении мира: о горах, о растениях, о животных, о человеке. Объясним значение некоторых церковнословянских слов. Онагри – дикие ослы. Еродиево жилище – жилище (гнездо) аиста. Скимни – молодые львы.

Отдельного толкования требует 26-й стих: «Сие море великое… тамо корабли преплавают, змий сей, eгоже создал еси ругатися eму». Экзегеты (толковники) двояко интерпретируют данный священный текст. Так, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин считает, что змий (в переводе на рус. дракон) есть некое древнее животное (динозавр, выражаясь современным языком), которое описывается в другом месте Ветхого Завета, Книге Иова, в заключительных главах (40-й и 41-й), и названо левиафаном (от еврейского – «скрученный, свитый»). Это не современный крокодил, но огромное покрытое панцирем животное, которое практически невозможно убить ни луком, ни стрелою, ни копьем. Иное толкование стиха дает святитель Афанасий Великий, увидев в образе змия намек на диавола, соблазнившего святых праотцев Адама и Еву. Это подтверждают и конечные слова стиха «ругатися ему» («которого Ты сотворил, чтобы насмехаться над ним»).

Хочется также сказать о распространенной ошибке начинающих чтецов. Часто они произносят слово «польская» в 16-м стихе «Насытятся древа польская» с ударением на «о», что отсылает нас к Польше. Нужно же акцентировать «а», имея в виду деревья или растения полевые.

В заключительных стихах псалма говорится о том, что источник жизни – Господь: «Отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс. 103: 29, 30). Т. е., если Господь отнимет Свой Дух, то тварь исчезнет, а если пошлет Свой Дух – тварь сотворится и будет жить.

Заканчивается псалом также славословием Господу. В последнем, 35-м стихе: «Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа» – мы видим и намек на грехопадение диавола с бесами, и самих первых людей.

Этими словами завершается Священная история мира до грехопадения, и начинается второй Ее этап: Ветхий Завет, жизнь в кожаных ризах, и ожидание сотен поколений людей грядущего Мессии.

Именно потому в богослужебной практике 103-й псалом называется предначинательным. И его пение в начале всенощного бдения, и открытые Царские врата, и каждение всего храма и молящихся обозначают рай и непосредственное общение Бога и первых людей. Каждение священнослужителем молящихся – символ того, что Господь пребывал вместе с людьми, ходил среди них. Но в конце псалма Царские врата закрываются. Это символ изгнания людей из Эдема. Начинается история сокрушения, покаяния и борьбы с диаволом и грехом. Начинается история ожидания человечеством Избавителя-Искупителя – Господа нашего Иисуса Христа. Иллюстрацией воплощения Богочеловека является Божественная литургия.

Худ. Иеромонах Рафаил (Симаков)

Источник:pravlife.org