Цитата дня

«Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

От преполовения пятидесятницы до недели о самаряныне, или почему в эти дни Церковь так много говорит о воде?

 Иерей Андрей Чиженко

Если мы обратим внимание на тропарь Преполовения Пятидесятницы, то найдем в нем следующие стихи: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже слава Тебе». Тропарь этот фактически является пересказом известных слов Спасителя: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк» (Ин. 7:37–40).

Тема воды продолжается во всю седмицу на богослужениях, пением тропаря Преполовения Пятидесятницы. Особенно явно она развита в Евангельском зачале Недели 5-й по Пасхе, о самаряныне. Добрая половина диалога Господа нашего Иисуса Христа и святой мученицы Фотинии (а именно ею с Божьей помощью впоследствии стала полуязычница-самарянка) обращается вокруг темы колодца и воды. Обратить внимание хочется на слова Спасителя: «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую…Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:10, 13).

Также обратим внимание, дорогие братья и сестры, на то, что Христос подчеркивает: это не просто вода, но вода живая. Т. е. вода – символ жизни, которую верующие обретают в Боге. Господь и есть Источник и Податель жизни. Вне Его жизни нет.
В православном богослужении все гармонично увязано между собой и представляет единый словно бы организм. Праздник Преполовения Пятидесятницы и Неделя о самаряныне являются в литургическом богослужебном смысле переходом от Пасхи до Пятидесятницы, от Светлого Воскресения Христова и до Сошествия Святого Духа на апостолов. Церковь готовит нас к тому факту, что и Воскресение, и Вознесение Господне откроет нам Третье Лицо Святой Троицы – Святого Духа. Он щедро изольется в Церковь и будет действовать в Ней, оживотворяя и спасая человека. Потому живая евангельская вода – еще и символ Святого Духа, о Котором довольно часто Спаситель говорит в Евангелии.

Например: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15:26, 27).

Или: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин.16:7–15).

Господь наш Иисус Христос напрямую ставит зависимость прихода Святого Духа от Своего искупительного подвига в деле спасения человечества. И мы видим, что это элементы, укладывающиеся в некую Божественную мозаику, в некое прекраснейшее гармоничное целое. И нам приоткрывается иной светлый Божественный мир, куда Всевышний зовет каждого из нас.

И промыслительно, мне кажется, что в этом году Неделя о самаряныне совпала с днем памяти великомученика Григория Победоносца. И он, и святая мученица Фотиния являются для нас свидетелями этой иной жизни. И это немного не та жизнь, которая нам представляется ценною или даже самоценною в смысле биологического существования, имеющего уже в самом зародыше своем агонию.

О, как метко сказано: человек начинает умирать с первого дня своего рождения!

Эта жизнь не просто вдох и выдох, цветущие красные щечки или твердые мускулы, к примеру. Нет, эта жизнь есть чем-то иным, за что и биологическое существование отдать не жалко, потому что не оно является источником и подателем жизни, самоцелью человеческого бытия. Далее лежит преогромная реальность. Но здесь молкнут слова, ее не выразить словами. Ее можно только начать проживать, например, в неудержимой радости пасхальной заутрени или в Таинстве Причастия. Это личное духовное обновление-воскрешение-оживотворение каждого человека, которое начинается с того, что измученный грехом, алчущий и жаждущий правды приходит в Церковь, как будто бы окунаясь в Живоносный Родник, и начинает пить целительную живую воду благодатных даров Святого Духа, Этого Величайшего Утешителя, и тогда происходит чудо: человек встречает Бога. Именно так и начинается НАСТОЯЩАЯ жизнь…

Источник: pravlife.org