Цитата дня

 Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны.Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин.Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся  спасительном источнике…Святой праведный Алексей (Мечев))

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проповедь в день памяти святителя Василия Великого

vasiliy_velikiy_m«Когда читаю его нравственные и практические слова, тогда очищаюсь душой и телом, становлюсь храмом, вмещающим Бога, органом, на котором играет Дух, певцом Божией славы и сил: благодаря этому я настраиваюсь, прихожу в порядок, делаюсь из одного человека другим, изменяюсь божественным изменением».

Так пишет о произведениях святителя Василия Великого Григорий Богослов.

Святитель Григорий считает своего друга Василия самым «достойным толкователем божественного», человеком, который «просветился светом знания, прозрел глубины Духа и с Богом изучил то, что касается Бога».

И все-таки среди современников Василия находились те, кто упрекал его в неправильном учении о Духе Святом. Грехом ему вменяли то, что он ни разу не назвал Духа Богом в своих писаниях. Вот что пишет поэтому поводу святитель Григорий Богослов:

«Ибо хотели поймать его на одном только слове – что Дух есть Бог... чтобы изгнать его из города вместе с его богословским языком, а самим захватить Церковь... Он же другими выражениями из Писания и несомненными свидетельствами... так стеснил своих противников, что они уже не могли противостоять... Собственно же выражение он медлил употреблять, прося и у самого Духа и у его искренних сторонников не оскорбляться такой тактикой и не губить все неумеренностью, держась за одно выражение... Ведь спасение наше не столько в словах, сколько в реальности» (Надгробное слово о Василии Великом).

Празднуя сегодня память святителя Василия Великого, сугубого покровителя всех тех, кто посвящает свою жизнь изучению божественных таин и служению Церкви Христовой, хочется выразить надежду, что все мы в этом святом и богоугодном деле не будем ничего пытаться загубить собственной неумеренностью, а стремиться к видимому единству тех, кто разделяет ту же самую любовь к Господу и единую веру в спасительную и умиротворяющую силу Духа Святого.

Он был замечательным пастырем, не только волевым и строгим, но и милосердным. Во время страшного голода 368 года он продал свое наследственное имение и раздал все деньги голодающим. В суровый для Церкви период он не только сам удержался на своей кафедре, но сумел объединить других восточных епископов.

Василий Великий - родоначальник малоазийского монашества, видевший в монашеском образе жизни "образ жизни по Евангелию". Велико и его богословское наследие. Он любил повторять библейское выражение "внемли себе": "Точное наблюдение самого себя даст тебе достаточное руководство и к познанию Бога. Ибо, если "внемлешь себе", ты не будешь иметь нужды искать следов Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом некоем мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя".

В православных храмах до сих пор существует тот вариант литургии, который был разработан этим отцом Церкви.  Св. Василий возложил на себя и выполнил великую богословскую задачу - точное и строгое определение троических понятий, устранение недосказанности учения о единстве Божием, оставшегося после Никейского собора. Вместе с другими каппадокийцами он точно установил и обосновал термины, построил из них стройную систему.

По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский, в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил:

«Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Василия Великого празднованием и торжеством».

Без труда нельзя войти в Царствие Божие
(Слово святаго Василия Великого)

Несомненно все мы желаем войти в Царствие Божие, но далеко не все подвизаемся для достижения его. Многие говорят: "Господь милостив: Господь всех простит, всем даст блаженство!" и, говоря так, пребывают в лености, ничего не делают для своего спасения. Такие люди ошибаются. Положим, правда, что Господь милостив; но ведь несомненная истина и то, что царствие Божие силою берется, и только употребляющие усилие достигают его. По-этому пусть ленивые знают, что без труда блаженства не получат; а получают оное лишь те, которые постоянно для своего спасения трудятся, мужаются, борются, не поддаются соблазнам и искушениям мира, и по заповедям Господним поступают.

Св. Василий Великий говорит:

"Войти в Царствие Небесное мы желаем, а о том, что нужно трудиться для достижения его, не думаем. Заповеди Господни не исполняем, с грехами не боремся и лишь о суете одной помышляем. Скажите: тот, кто во время сеяния сидел дома или спал, может ли во время жатвы получить какой-нибудь плод с поля? Или может ли для себя собирать виноград тот, который не насадил виноградника? Итак, плоды принадлежат тем, которые трудились; чести и венцы тем, которые победили. Никто не венчает ратоборца, который не победил противника или не пострадал. Поэтому не должно оставлять и что-нибудь от заповедей Божиих, но исполнять каждую из них, как и повелено"...

Как сказал св. Василий, так оно и на самом деле, есть.

"Однажды, - говорится в Прологе, - иноку Афанасию пришла мысль: что ожидает в будущей жизни трудящихся здесь ради своего спасения? С этою мыслью он почувствовал себя как бы в восторге, и некто пришел к нему и сказал: "ступай за мною", привел его в какое-то чудное, исполненное света, место и поставил при столь чудных дверях, что красоты их передать невозможно. И слышал Афанасий, что множество людей находится за дверями и непрестанно славят Бога. Когда же он и явившийся ему стали стучать в двери с целью войти в оные, изнутри некто спросил их: "чего хотите вы?" Путеводитель отвечал: "мы хотим пройти чрез двери". Голос же изнутри сказал им: "никто пребывающий в лености не входит сюда; но если хотите взойти, ступайте назад и подвизайтесь, нисколько не помышляя о благах суетного Мира".

Не утешайте же себя, ленивые, суетною надеждою спастись без труда. Не собирают, как слышали, хлеба не сеявшие, не рвут винограда не насадившие его и не венчаются не победившие и не пострадавшие. И блаженны, говорит Господь, не те рабы, которых господин найдет спящими, а те, которых Он найдет бодрствующими. Только для последних Он препояшется и посадит их и, подходя, станет служить им. А ленивым где место? Ленивого раба, говорит опять Господь, выбросьте во тьму кромешную; там будет плачь и скрежет зубов. Видите ли же, как суетна ваша надежда и как несостоятельно ваше самоутешение? Оставьте же напрасные мечты и перемените леность на труд спасительный и беспечность на заботу о спасении души вашей. Только тогда надежда ваша на получение Царства Небесного не тща будет, и только тогда явит вам Господь милосердие на суде Своем. Аминь.


Источник: baku.eparhia.ru    ru.seminaria.fr