Цитата дня

К Сисою Великому пришел один брат и говорит: "Отче, я пал". — "Встань". — "Встал, опять пал". — "Еще встань". — "До каких же пор?" — "До смерти"

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Слово в день мученицы Татианы
Святитель Филарет Московский

vmc_tatiana_lev_mПрилучится же вам во свидетельство. Положите убо на сердцах ваших, не прежде поучатися отвещавати: Аз бо дам вам уста и премудрость. (Лк. 21:13-15)

В обители высших знаний и, следовательно, можно сказать, в обители мудрости, празднуем праздник святой мученицы. Есть ли какое отношение между обителью знаний и мученицей, между мудростью и мученичеством?

Нынешний день есть тот, в который за несколько веков пред сим святая дева, диаконисса Римской Церкви Татиана мученическим подвигом стяжала нетленный венец и, посредством смерти за Христа, родилась в бессмертную блаженную жизнь. Нынешний же день есть тот, в который почти за век пред сим от мудрого благоизволения благочестивой Царицы родилась сия обитель знаний.

По правосудию Провидения день подвига для мученицы сделался и на земле днем славы, не празднословной и суетной, какова бывает слава мирская, но действительной и благотворной. Тогда как Церковь, вспоминая подвиг, славит Подвигоположника и Венцедателя Христа, – тогда особенно дух увенчанной подвижницы привлекается посетить землю, как поприще совершившегося подвига. И в памяти чудесной благодатной помощи, споспешествовавшей подвигу, почерпает дерзновение предстательствовать о благодатной помощи для просящих ее с верою; а небесный Венцедатель возобновляет награду подвига, многомилостиво преклоняясь к сему предстательству. Сим, без сомнения, помышляли воспользоваться руководители сего царского учреждения, когда решились день основания его вспоминать не просто, но с призыванием Божия благословения дальнейшему существованию и деятельности оного. И для того созданный здесь храм вручили покровительству святой мученицы Татианы, и братию сего храма – ее молитвенному предстательству. Помышление благочестивое, проистекшее из чистого источника священнотаинственных преданий.

Но как, по учению апостола, все члены Церкви, следственно, и святые, имеют дарования по благодати данней им различна (Рим. 12:6), следовательно, и благотворят преимущественно по роду своего дарования, следовательно, и желающим от них благодатной помощи прилично в некоторой степени сообразоваться с особенным их дарованием, то есть причина вновь спросить: есть ли какое отношение между мученицей и обителью знаний? Есть ли какое сродство между мученичеством и мудростью?

Ответствую: есть. Мученик есть сын мудрости, и уже не младенчествующий. Мученичество есть род мудрости, и очень не низкий.

Чтобы трудная встреча с бедствиями не сделалась сугубо трудной от их нечаянности, Христос Спаситель предварил о них Своих последователей: «Возложат на вы руки своя, и ижденут, предающе на сонмища и темницы, ведомы к царем и владыкам, имене Моего ради, и присовокупил: прилучится же вам во свидетельство» (Лк. 21:12,13). То есть, гонения за веру должны привести вас к тому, чтобы «свидетельствовать». О чем? – Очевидно, о истине веры Христовой, о Божественной силе Христовой. Заметим, что из сего изречения Христова древней Церковью заимствовано наименование «свидетеля» для означения «мученика», так что на греческом языке «мученик» не иначе называется, как «свидетелем». Можно догадаться, что для свидетельствования о Христе посреди сонмищ иудейских, вооруженных законом и преданиями, и пред лицом царей и владык языческих, действующих лжемудрованием, лестью, силой и яростью, потребна была немалая мудрость. Но на что догадка? – Сие очевидно из продолжения слова Христова: «Положите убо на сердцах ваших, не прежде поучатися отвещавати: Аз бо дам вам уста и премудрость, ейже не возмогут противитися или отвещевати вcи противляющиися вам» (Лк. 21:14,15). Что Христос Спаситель обещал, то, без сомнения, и делом исполнил. Итак, Он мученикам дал, и они имеют премудрость, победоносную над всем, что ей противоборствует.

Жребий мученичества не для всех, но мученическая мудрость не для одних мучеников. Она спасла и прославила их и светит всем на пути истины и спасения.

Не пройди мимо сего света без внимания, кто бы ты ни был, ищущий путей мудрости или только в простоте ходящий. Любопытствуй иногда, не безплодным любопытством, узнать сей род премудрости, которую ты, может быть, не думал искать там, где она тебе указуется, – которая, не прежде поучаяся, преподает сильные уроки, которая победоносно свидетельствует об истине, которой не могут противитися противляющиися, которая исходит от высокого начала, поскольку исходит от Христа: «Аз дам вам уста и премудрость».

Но что за род премудрости у мучеников? Какой состав ее? Как определить ее? Для рассуждения о сем не думаю прибегнуть к руководству тех любомудрых, которые, в виду премудрости Христовой, независимо от нее столько раз предпринимали построить всеобъемлющую науку, но разрушали создание один другого и не составили даже плана, благонадежного и общеприемлемого для предполагаемого построения. Обращусь к любомудрию старому, но не лишенному силы: нет нужды, что устарелым покажется оно пред теми, которые проповедуют безконечное движение к новому, то есть плавание без пристани, стремление без цели. Книга Премудрости изображает премудрость следующими главными чертами: «Целомудрию бо и разуму учит, правде и мужеству, ихже потребнее ничтоже есть в житии человеком» (Прем. 8:7). И вот черты премудрости, которые прекрасно и величественно светят в словах, деяниях и страданиях мучеников христианских.

Не высокий ли разум, или благорассуждение, является у них, когда они, вопреки наследственным предрассудкам, уразумели нелепость многобожия, познали Единого истинного Бога, усмотрели неудовлетворительность внешнего иудейского закона, открыли потребность благодати Христовой и ее Божественную силу, и действительность, и достоинство сего нового ведения определили для себя так решительно и твердо Павловой оценкой: «Вменяю вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа моего» (Флп. 3:8)?