Цитата дня

Покаянием, терпением и смирением спасайте души ваши.Покаянием, потому что мы постоянно согрешаем; терпением – ибо сказано: претерпевый до конца, той спасен будет, и смирением – ибо смиренным дает Бог благодать (Игумен Никон (Воробьёв))

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проповеди разных лет в Неделю перед Богоявлением

Игумен Никон (Воробьев)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Ныне Святая Церковь начинает подготавливать верующих к новому великому празднику - Крещению Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня читалось Евангелие Недели перед Просвещением в котором говорилось, что Господь послал Ангела Своего пред лицем Спасителя, чтобы приготовить путь Ему.

О каком пути идет речь? О приготовлении сердец человеческих к принятию Спасителя.

Чтобы человек мог верою принять пришедшего на землю Творца мира Господа Иисуса Христа, явившегося во плоти, скрывшего Свое Божество в образе человеческом, нужно было исправить сердце человеческое. Для этого и был послан "величайший из рожденных женами" Иоанн Креститель. Еще по его рождении Ангел возвестил об Иоанне Крестителе, что он от чрева матери исполнится Духа Святого. Дальше мы знаем, поскольку родители его были старыми и скоро после рождения сына умерли, так что он с самого детства находился в пустынях, питался травами и диким медом, весь отдался молитве и прославлению Бога. Господь приготовлял его на великий подвиг - обратить сердца ожесточенных, неверующих, погрязших в суету житейскую, к грядущему Спасителю. Что же Господь повелел делать Иоанну Предтече для того, чтобы приготовить людей к принятию Христа - Сына Божия?

Что столь важное должен был он проповедовать? Одно средство возвещал он. Всю его деятельность можно было выразить одним словом - проповедь покаяния.

Сердце, погрязшее в суету, сердце, исполненное лукавства, лжи, злобы, зависти, вражды, неприязни, мстительности, гнева, тщеславия, гордыни - такое сердце не может принять Господа, не может уверовать в Него. Слово Божие говорит: "В лукавую душу не войдет Премудрость и не будет обитать, - если и вошла, - в сердце, порабощенном греху". Нужно было Иоанну Предтече силою духа воздействовать на людей, чтобы они очистили свое сердце от всяких страстей, от всяких греховных не только дел и слов, но и самого настроения, сделали бы его способным принять Спасителя. Этого можно было достичь только через покаяние.

Слово Божие, святые отцы, называют покаяние вторым Крещением. В таинстве Крещения человек, с верою крестившийся, не только получает прощение всех своих грехов, но и облекается в Самого Господа. "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся". Как в храме пребывает Господь, благодать Божия, так и в крещаемого входит Господь с Отцем и Духом Святым.

Если бы после крещения человек не грешил, то он был бы святым, подобным ангелам, даже выше их. В нем, как в храме, пребывал бы и действовал Господь, действовала сила Божия. Но мы и после крещения творим всевозможные грехи и ими удаляем от себя Господа. Очиститься от грехов, вернуть благодать Божию, умолить Господа, чтобы Он не отошел от нас, а пребывал с нами, можно лишь глубоким покаянием, сокрушением сердечным, слезами о том, что мы согрешаем все время, оскорбляем Господа, нарушаем Его Святую волю, губим свою душу. Только искренним покаянием можно очистить себя, ибо всякого искренне кающегося Господь прощает и очищает, а в очищенную душу, как в храм Божий, приходит Господь.

Через покаяние нужно было и израильский народ подготовить к принятию Спасителя. Иоанн Предтеча и проповедовал покаяние: "Покайтесь, идет вслед за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем".

Каким был человек во время Иоанна Крестителя, таким же он является и теперь. Та же его душа, таково же его душевное устроение. Поэтому и ныне, чтобы уверовать в Бога, уверовать в Сына Божия, Господа Иисуса Христа, пришедшего на землю во плоти, нужно прежде всего покаяние, нужно очистить свою жизнь от всяких мерзостей, от всякой нечистоты. Должно стараться жить так, как учит Господь, то есть очищать свою душу от всех грехов. Тогда только делается человек способным уверовать в Бога, уверовать в Господа Иисуса Христа. Другого пути нет. Не красноречие или доказательства могут помочь убедить неверующего в том, что Бог есть. Нет, таковому нужно просто сказать: если хочешь узнать, есть ли Бог, потрудись и прежде всего покайся, как говорил Иоанн Предтеча. Покайся, очисть себя от грехов и тогда твоя душа сделается способной принять Евангелие, уверовать в Бога и Господа Иисуса Христа.

Однако настоящее покаяние невозможно без проверки своей совести учением Евангелия, ибо совесть наша уже настолько огрубела, что почти ничего не чувствует, кроме самых тяжелых грехов и преступлений. Многие угодники Божии утверждали и поныне многие верующие утверждают, что Евангелие не просто книга. Это живое существо, в нем Дух Божий явно пребывает. Как мы, когда говорим что-то, высказываем свои мысли, свое настроение, выражаем самого себя, так и в Евангелии, Господь выразил Себя, Свое учение. Поэтому каждое слово Евангелия есть сила, есть Дух Божий, и оно живо, действенно и вечно.

Вот почему человеку грешному, человеку осуетившемуся, не очистившему себя покаянием, трудно читать Евангелие, ибо Дух Божий не может войти в грязь и нечистоту, в которых человек не раскаивается.

Господь, родившись среди навоза, в вертепе, показал тем самым, что Он может придти в самую грешную душу и очистить ее, если душа эта осознает содеянные мерзости, восплачет пред Господом о своей нечистоте, испросит у Него прощения. Но если человек услаждается своей грязью, не кается, то Господь не приходит к нему, и сам человек оказывается не способным читать Евангелие и Слово Божие.

По мере покаяния и очищения Евангелие становится все дороже и дороже, все больше и больше говорит душе человеческой, все больше и сильнее радует каждое слово Евангелия душу человеческую, потому что Господь, Дух Божий, живет в Евангелии. Он касается души, а душа человеческая нигде не может найти радости, истинной духовной радости, как только в Боге, который присутствует и говорит в Евангелии.

Поэтому, если человек не может читать Евангелие, если для него Евангелие совершенно не нужная не интересная книга, если он не берется за него, а если с трудом и берет и начинает читать, то без всякого интереса - это вернейший признак того, что душа человеческая замерла, что она завалена хламом суеты и всякой грязи душевной. Дух Божий не проникает в такую душу, человек остается холодным, мало того, он чувствует тяготу, как всякий грешный человек чувствует тяготу перед святыней. Вот, например, бесноватые, или фанатично неверующие, - они с ненавистью говорят о Боге, о религии, о святыне, потому что дьявол противится Духу Божию, возмущается Словом Божиим и не дает им читать Евангелие. Поэтому, повторяю, как во время Иоанна Предтечи, чтобы принять пришедшего Спасителя и веровать в Него, нужно было очистить свою душу покаянием - в противном случае человек был неспособен принять Его, что видим на примере книжников и фарисеев, которые оскорбляли, гнали, клеветали и, наконец, распяли Господа, поскольку не приняли проповеди Иоанна Крестителя, хотя и считали его великим пророком, и в грехах своих не покаялись по ожесточению сердец своих, - так и в наше время. Если мы не покаемся в своих согрешениях, если не будем умолять Господа о прощении грехов, то также неспособны будем ни читать Евангелия, ни искренно веровать в Господа. Ибо вера наша как трость, колеблемая ветром: сказал кто-нибудь что-либо, и мы уже отвергаемся Господа. Другой кто-то сказал напротив, и мы, кажется, опять поверили. Эта слабость веры свидетельствует о нашей нераскаянности, об отсутствии у нас живого чувства Бога.

Поэтому вновь повторяю, если мы не потрудимся для очищения души своей от грехов, не покаемся искренно, то и мы не способны будем твердо и глубоко веровать в Господа Иисуса Христа. Он постепенно удалится от нас и мы погибнем, как погибли нераскаявшиеся книжники и фарисеи.

Человек и теперь по своим наклонностям и страстям остался тем же самым, что был и при Спасителе. Но нам легче веровать в Господа, чем было во время Иоанна Предтечи. У нас есть Евангелие, у нас есть двухтысячелетняя история христианства, у нас есть миллионы примеров воздействия благодати Божией на человеков... (Окончания нет)

Святой праведный Алексий (Мечев) Московский

Перенесемся мыслию, дорогие, на то священное место, где совершилось Крещение Господа нашего Иисуса Христа. И вот нашему взору предстает глубоко поучительная, дивная, полная Божественного величия картина Иорданского события. Когда Иисусу Христу минуло 30 лет, Он пришел к Иордану, где Иоанн крестил народ, и сказал, что Он тоже пришел креститься. Бог открыл Иоанну, Кто был подошедший к нему, и он воскликнул: «Мне надо креститься от Тебя». Но Иисус ответил: «Не удерживай Меня, ибо так должны мы исполнить волю Божию». При этих словах Он сошел в воду, и когда Он погрузился, то открылось небо и Святой Дух сошел на Него в виде голубя, послышался Голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Иоанн крестил народ крещением покаяния. Но неужели и у Безгрешного, Святейшего Богочеловека Иисуса Христа были грехи, были такие привычки? Разумеется, нет. У Него не было грехов. Ему не в чем было каяться… Да, у Него не было Своих личных грехов, но на Его Божественной совести тяготел мировой грех. Основатель Нового Царства, основа которого – самоотверженная любовь, по которой познаются члены этого Царства, с самого начала Своего служения дает миру образец этой любви. Как пастырь, когда пред ним кается грешник - духовный сын, берет на себя его сердечные, покаянные боли и возносит эти плачи к Господу как бы свои собственные, так и Христос, Божественный Пастырь, когда застонала Палестина покаянными воплями, Всевидящим Оком Своим видя всю пучину греховного мира, преклонил Свою Главу под руку Предтечеву, слагая под нее Свою молитву об этом покаянии и очищении мира греховного. Вот, дорогие, как надо любить ближних! Надо страдать его скорбями, болеть его болезнями. Дивное зрелище! Царь Вселенной крещается от раба, Творец морей и вод нуждается в воде крещения, Содержащий рукою всю тварь преклоняется под руку Предтечеву. И все – нас ради, человек! Бог умаляется паче всех сынов человеческих. Вот какова Христова любовь. Вот в чем закон, вот в чем правда сей любви.

Любить ближнего можно не иначе и не прежде, чем в нашем сердце будет попрано всякое самолюбие, всякая гордость. Тот, кто не умеет смиряться перед рабом своим ради спасения ближнего, кто не умеет забывать своей личности, когда дело идет о благе ближнего, тот не имеет в себе духа истинного смирения, а где нет смирения, не может быть никакой добродетели. А тут, как бы желая усилить страдания Иисуса Христа, Сам Бог Отец вещает с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих», а Дух Святой нисходит в виде голубя. И Сей-то Истинный Сын Божий, полнота Духа Святого смиряется, научая и всех нас этому смирению. Идем, дорогие, да узрим Христа Избавителя, от Предтечи крещаемого в струях Иорданских; придите, встретим явившегося Владыку. Аминь.

1915 г., январь.