Цитата дня

 Всего легче сделаться порочным, но трудно стяжать добродетели (Св. Григорий Богослов)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В погоне за молодильными яблоками

Психолог и преподаватель Наталия Инина и священник Павел Карташев
Глава из книги «Одеяние души. О красоте Божественной и человеческой»

Что бы нам ни твердили, современное общество относится к старости плохо. Мир хочет выглядеть молодо, потому что молодость — залог успеха. В молодости все еще впереди — карьера, богатство, удовольствия, путешествия и прочее. Страшно быть пожилым, тем более старым. Те ценности, которыми нас соблазняет современный мир, несовместимы с преклонным возрастом. Все то, к чему стремится современный человек, для пожилого невозможно. Но с этим очень трудно смириться, хочется верить, что все еще возможно, что еще не все позади.

Вот мы и наблюдаем периодически, как пожилые мужчины и женщины пытаются изо всех сил казаться молодыми, чтобы не расстаться с надеждой все изменить или улучшить. Обычно все сводится к внешности. Но никакие современные возможности пластической хирургии не смогут из морщинистого, страдающего одышкой пожилого человека сделать здорового тридцатилетнего молодца. Тогда в ход идут иные атрибуты — эффектная машина, молодой спутник или спутница, молодцеватый стиль одежды и прочие детали веселой и беззаботной жизни тридцатилетних. Однако массивные браслеты, яркие, кричащие платки и обтягивающие рубашки не смогут скрыть возраст. В результате перед нами предстает лишь молодящийся пожилой человек, а это вызывает скорее жалость, чем восхищение.

То же можно сказать и о женщинах. Никакие диеты, подтяжки, массажи и ухищрения косметологов не превратят немолодую женщину в юную девушку. Мы нередко видим пожилых актрис, в одночасье изменившихся до неузнаваемости, и порой только по их фамилиям можем понять, кто перед нами, — гладкая неестественно натянутая кожа, отсутствие морщин, округлившиеся глаза, пухлые губы, все это есть, а лица, такого знакомого, живого и обаятельного, больше нет! Такое «преображение» вызывает скорее чувство удивления и ужаса, чем восхищения, поскольку перед тобой человек, потерявший собственное лицо ценой погони за молодостью. Надо сказать, что я встречала многих женщин, которые шли на серьезнейшие риски пластической хирургии и получили результат, обратный ожидаемому. Ни один медицинский центр не говорит о рисках подобного рода, это и понятно — пластическая хирургия давно превратилась в бизнес, в услугу для богатых людей, готовых платить любые деньги, лишь бы вернуть свою молодость.

Я вовсе не хочу сказать, что ухаживать за собой плохо. Напротив, гармоничное сочетание внутренних достоинств и внешней элегантности, ухоженности, вкуса всегда являлось признаком культурного, образованного человека. Во все времена внешний облик был определенным посланием миру. И сейчас мы можем своим внешним видом вносить в мир хаос и уродство, усиливая таким образом общую энтропию и распад, а можем, наоборот, созидать мир, внося гармонию и красоту. Все упирается в иерархию ценностей — что первично, «курица» или «яйцо», «слово» или «дело», «внутреннее» или «внешнее».

Этот вечный спор давно разрешен в христианской традиции — сначала «слово», «логос», то есть смыслы и ценности, а уж потом все остальное. Иными словами — «внутреннее» должно определять «внешнее», а не наоборот. И в этом плане проблема возраста обнажает, обостряет эту проблему. Либо человек гонится за «внешним», пытаясь удержать во что бы то ни стало эфемерную ценность молодости, либо он начинает опираться на «внутреннее», то есть постепенно открывает смысл и ценность возраста, начинает совпадать с ним, с его опытом, с его постепенно открывающейся глубиной и мудростью. Но такое восхождение, совпадение со своим возрастом возможно лишь в том случае, если человек пытается осмысливать происходящее с ним. Тогда и происходит внутреннее преображение, тогда опыт страданий и побед, потерь и обретений начинает переплавляться в зрелость и мудрость.

Именно прожитая жизнь позволяет человеку проникнуть в глубину происходящего, увидеть суть, скрытый неочевидный смысл жизненных коллизий, выйти к ценности простых и вечных истин. Такой путь всегда связан с усилием, с внутренним напряжением, личностной работой. Значительно проще жить по инерции, плыть по течению, не борясь и не сопротивляясь. Однако если в старости в центре внимания продолжает быть то, что казалось ценным в молодые годы, то мы смело можем говорить о незрелости, инфантильности личности.

Очень жаль, что в современном обществе происходит смещение ценностей, можно сказать резче — происходит их подмена. Утрачивается связь с традиционными представлениями, за которыми стоят века человеческого опыта. Во все времена старость ассоциировалась с мудростью, опытом и глубиной. К старикам шли за советом, к их мнению прислушивались. Они аккумулировали знание жизни и делились им с молодыми. Правда, выглядели те старики несколько иначе — их внешний вид в полной мере не только соответствовал их преклонному возрасту, но и выражал ту самую мудрость и опытность, которая привлекала к ним остальных.