Цитата дня

«Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Мы ищем то, что убивает, вместо того, чтобы искать жизнь

Мой отец говорил мне, что самое худшее местоимение — это «я», «мне». Потому что «я» — одинок, «я» — один, местоимение единственного числа. Так что когда вы видите вот это «я» в событиях жизни, тогда вы должны понимать, что начинаются проблемы. Но когда вы видите, что там больше, чем один, что там — «мы»… То, что я пытаюсь сказать: если вы, прежде всего, думаете о себе, вы всегда будете заканчивать свою жизнь в одиночестве — без других.

Последний раз, когда я был в России, я отвечал на вопросы и говорил, что если кто-то вас спрашивает: «Ты меня любишь?», — беги от него. Беги не к нему, а от него. Человек высосет все твои жизненные соки. Потому что этот человек хочет всего от тебя, но он не думает о тебе. В одиночку мы это сделать не можем. И мы не можем быть во взаимоотношениях с другим человеком до тех пор, пока мы не найдем своего места — третьего места в этих взаимоотношениях, а не первого.

Ответы на вопросы

— А могут быть взаимоотношения у людей — реальная любовь, если они не женаты и в браке не состоят? Говорят: «Зачем нам брак? Мы нормально себя чувствуем. Зачем эти формальности?».

— Вы хотите взаимоотношений, но вы также хотите и уверенности. И вы хотите увидеть, что другой человек вкладывает то же значение во взаимоотношения, что и вы. Потому что вы не читаете мысли. Но кроме этого, мы получаем благословение Божье в браке. А без него вы не имеете той же силы.

Если вы вступаете в брак с женщиной, и она говорит: «Я не хочу менять своего имени — у меня своя жизнь. И я не хочу это все терять, но я с вами буду жить, и у нас будут дети. Но я абсолютно вашу жизнь принимать не хочу, я хочу сохранять свою личную». Скажите ей: «До свидания, дорогая. Хорошо, что мы с тобой пообщались. У тебя есть твоя жизнь — иди туда». Так что не глупите.

— Вопрос о расторжении венчания (расторжении брака). Человек, живя церковной жизнью, хочет еще раз жениться, уже на другом человеке — вторично хочет венчаться.

— Развод в Церкви. (Он хочет, чтобы я перевел именно так, как он говорит, — говорит переводчик). И развод в церкви не на том же уровне как брак. Развод происходит ввиду падения, а не успеха. Развод происходит из-за того, что два человека не любят друг друга. Это разрушенные взаимоотношения, не состоявшиеся взаимоотношения. И тогда Церковь разрешает развод, когда ситуация складывается так, что отношения нельзя восстановить, когда один или оба в браке или не желают, или не способны измениться. Тогда церковь разрешает им разлучиться.

Это не означает, что Церковь благословляет этот развод. Она просто вам говорит: дорогой сын Церкви, у тебя не получилось. И затем Церковь предположительно должна дать вам время отлучения от Церкви, от Причастия, для того чтобы вы могли понять, насколько серьезно то, что произошло, в чем у вас не сложилось, не получилось, для того чтобы вы больше так не грешили.

После некоего периода вот этой епитимьи Церковь позволит вам вступить в повторный брак. Это не потому, что Церковь как бы вам говорит: первый брак — плохой брак, второй давайте. Но Церковь признает вашу слабость и вашу греховность. Для того чтобы не позволить вам грешить еще больше, имея какие-то беспорядочные взаимоотношения, она разрешает вам вступить в повторный брак. Но часть чинопоследования венчания в данном случае опускается, для того чтобы вы могли понять, что это не то же самое, что происходит в первый раз. И потом люди спрашивают: «А как насчет третьего брака?». Я говорю: «Третий брак? Вы должны быть за третий брак стерилизованы, а священника отправить в тюрьму». Это возможно, но это безумие. Если вы первые два раза ошиблись, то и в третий раз ошибетесь.

— Мы говорили о мужьях, женах, но вот дети. Мы должны их наставлять. А не странно было бы ставить их выше нас? Все-таки где место детей в этой сфере: Бог, супруг и ты на третьем месте? А где для ребенка правильное место?

— На втором.

— А как нам наставлять его при этом? Мы же должны быть его руководителями.

— Каждый выше вас. Бог говорит вам: «станьте последними, будьте последними». Он это говорит: «Первые будут последними и последние первыми». Мы должны искать быть последними. Ребенок нуждается в вашей любви. И если вы любите себя, вы не любите ребенка. Дети удивительны.

В центре города Нью-Йорк есть большой парк. Я посещал одну свою прихожанку (престарелую женщину) и повел ее в этот парк, чтобы она немножко посидела на солнце. В этом парке очень много дорожек, где нельзя водить никаких средств передвижения, можно только сидеть. Мы сидели на скамеечке, а на противоположной стороне дороги была девочка лет четырех, одна. И она начинала уже плакать, у нее тряслись губы. Я хотел сначала пойти к ней поговорить, но потом я понял, что в таком виде я ее, наверное, перепугаю до смерти. А также окружающие нас люди скажут: что этот старик делает с маленьким ребенком? И пока я размышлял об этом, женщина лет 50-ти подходит к этой девочке, приседает рядом с ней, чтобы девочка не испугалась, протягивает к ней руки, берет ребенка и свои спокойствие и силу передает ребенку, говоря: «Не волнуйся, маленькая, я здесь, не волнуйся». И пока она говорила с ребенком, прибежала мама.

Вот что мы делаем с детьми — мы включаем их в свою жизнь, мы даем им чувство принадлежности и безопасности. И это все, что им необходимо. Им не нужны деньги, игрушки и прочие вещи. Им нужна любовь и стабильность, вера, наше знание жизни. Им не нужно чтобы мы болтали, им нужно, чтобы мы включили, привлекли их в свою жизнь. Так что, если вы любите Бога и мужа, любите других кроме себя — там очень много остается места для детей. И эта любовь даст вам то, что необходимо. О другом волноваться не надо.

— Отец Иоаким, есть выражение: «Неверующий муж спасается женой верующей, и наоборот». Поясните, пожалуйста.

— Есть разница между неверующим человеком и человеком, который не хочет верить. Если у вас есть муж или жена, которые не верят, они открыты и пытаются, но просто не могут — это означает, что это человек не отрекается от Бога, он просто не понимает, что нужно делать. И если вы боретесь и стараетесь быть святы, то вы измените этого человека. Но это не означает, что если вы будете жить с любым варваром или язычником, то все в порядке. Совершенно необъяснимо, как бы вы жили с человеком, который не ценит того, что цените вы. Если вы хорошая мать, и вы любите детей, а ваш муж ненавидит их и хочет их убить, и говорит, что он не даст денег, чтобы их кормить — вы будете ужасной матерью, если останетесь с таким человеком. Если вы с мужчиной или женщиной, которые не верят в Бога и отрицают Бога, и не хотят, чтобы Бог был в браке — уходите оттуда. Потому что, что вы, с ума сошли? Лучше тогда с лошадью жить. (Общий смех).

Некто спросил меня: «Как понять волю Божью?». Люди задают этот вопрос беспрестанно. Как знать: делаю ли я правильные вещи? Прежде всего, любовь — воля Божья. Воля Божья заключается в заповеди: «Ты обязан любить Бога всем помышлением». И если вы хотите узнать, любите ли вы Бога всем помышлением — попробуйте Ему молиться. И посмотрите, где находится в этот момент ваш ум, где он путешествует. Он принадлежит кому угодно, кроме Бога. Итак, прежде всего вы не исполняете эту заповедь.