Цитата дня

Не принимай на себя слишком много житейских забот, а храни свой мир и живи с Богом. Пусть всё идёт, как идёт. И себя, и своих близких мы должны доверить Господу. Господь всюду, и без Его промысла, без Его попущения не бывает ничего на земле. Когда мы укореним в себе эту мысль, тогда всё нам легко.(Старец Фаддей Витовницкий))

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Домашняя библиотека как идея и педагогический метод

Материнские заметки

Анна Сапрыкина

Друг нашей семьи как-то спросил нас:

– Зачем вам такая большая библиотека? Нужна книжка – скачайте в Интернете, это же гораздо удобнее! Книги вообще скоро вымрут как вид. И действительно, многие тексты можно отыскать в сети буквально за несколько минут. Иногда в Интернете можно найти такие тексты, которых никак не достать «вживую». Но домашняя библиотека – это не набор текстов. Домашняя библиотека – это идея. Пространство культуры, образ жизни, образ мышления.

Домашняя библиотека как будто бы разворачивает семью к образованию и самообразованию. Библиотека может быть методом обучения и воспитания наших детей, причем отнюдь не только в области литературы.

Библиотека: акцент в интерьере дома

В доме ребенок живет, воспитывается, учится. Когда мы обустраиваем наш дом, мы обустраиваем среду формирования личности каждого нашего ребенка.

Дом подобен храму. Убранство храма, его устройство призывает, обучает, воспитывает, направляет, настраивает человека.

Дом подобен училищу, школе. Правильно оформленный интерьер школьного класса настраивает на занятия, заинтересовывает учеников предметом и помогает усвоить учебный материал.

Чему мы будем учить своих детей с помощью убранства дома – выбирать нам, родителям, главным воспитателям и учителям своих детей, хозяевам дома.

И если мы устраиваем домашнюю библиотеку, мы уже этим самым создаем в своей квартире, в своем доме образовательное пространство. Создаем среду, которая так или иначе повлияет на воспитание наших детей. Если в доме, в квартире, в комнате мы нашли место для книг, выделили, устроили это место – значит, мы уже ввели в мир нашего дома чтение, литературу и предшествующие века человеческой культуры. Вот так, запросто. Дети живут здесь и видят эти книги, каждый день проходят мимо них, трогают пальцем корешки… Тысячи книг, записанных в памяти нашего домашнего компьютера, не могут сыграть такой роли по определению. Электронные книги – часть личной работы. Домашняя библиотека – часть жизни нашего дома.

При этом библиотека – вовсе не достояние богатых интерьеров или больших особняков. Я сама росла в трехкомнатной квартире, где, помимо моих родителей и шести моих братьев и сестер, жила домашняя библиотека. На первых порах это были кое-как сколоченные полки, от пола до потолка, во весь коридор. А еще книги были в шкафах в каждой комнате… Одни люди делают ремонт в большой квартире и выбрасывают все книги как пылесборники. Другие в развалюхах-пятистенках умудряются работать с тысячами книг. Вопрос не в квадратных метрах и не в количестве денег, а в образе жизни.

Библиотека: форма проведения досуга

Чем заняться в свободное время? Часто – тем, что попадается на глаза. Включенный телевизор, шахматы на столе, вскрытая коробка с пластилином… Дети «от нечего делать» открывают книги, если они окружены книгами. Потому что заинтриговало название, потому что обложка красивая (или потому что ее вообще нет, увы, книжек с оторванными обложками у нас хватает…) Один ребенок возьмет с полки альбом с видами старой Москвы – и так будет знакомиться с историей, культурой, архитектурой. Другой откроет книгу про насекомых, третий полистает рассказы О.Генри, четвертый зачитается Гоголем, пятый обнаружит, как интересно Нечволодов пишет об истории России.

Впрочем, если в доме есть библиотека, совсем необязательно дети с утра до вечера будут сидеть за книгами. И хорошо: когда у них есть свободное время, когда им «нечего делать», пусть бегают, играют, мастерят или рисуют, но домашняя библиотека поможет нашим детям иногда в таких случаях выбирать все-таки чтение.